Пятые Международные Достоевские чтения – это было большое, яркое мероприятие: школьный актовый зал стандартной школы-«самолетика» был под завязку набит празднично одетыми детьми, гордыми родителями и взволнованными педагогами.
В зале собрались не только дети, для которых изучение творчества Федора Михайловича, возможно, пока только первый шаг в постижении, но и маститые литературоведы, художники, потомки рода Достоевского. Поздравляя собравшихся с началом такого значимого для любителей Достоевского событием, как открытие Пятых чтений, национальный российский представитель в Международном обществе Достоевского Карен Степанян пожелал, чтобы мир и Россия, переживающие глобальные изменения, стали бы наконец Школой имени Достоевского: школой, в которой получение знаний шли рука об руку с подлинным интересом к духовной жизни человека. Первый и главный урок Достоевского – чуткая, «неуживчивая» совесть. Такой человек не скажет, что не будет делать что-то или взаимодействовать с кем-то только потому, что сейчас это «не в тренде».Уже само торжественное начало – литературная композиция «Духотворчество Ф.М.Достоевского» – настроило аудиторию на совсем другой лад: мы зашли из современной попсовой картинки, пестрящей рекламой и лозунгами, призывающими «не дать себе засохнуть», в напряженную духовную мастерскую, где к твоей душе может иметь отношение все – от распятия Христа до страданий забитой насмерть плетьми на площади провинциального города лошаденки. Именно этот эпизод знакомого всем «Преступления и наказания» (сон Раскольникова) и представили нам ученики… 4 и 5-х классов. Да-да, и все – наизусть! Думаю, необходимый заряд, для того чтобы войти в «достоевское» настроение, ребята получили, это подтолкнет их к изучению литературного и публицистического творчества писателя.Второй урок – сочувствие и человечность. В эпоху, когда не принято вообще принимать что-либо близко к сердцу, «напрягаться», «париться», эти качества – сокровища! В секции «Литературное творчество» дети представляли стихи и прозу собственного сочинения. Особенно ценным оказалось то, что литературное наследие Достоевского дало импульс к раздумьям школьников о себе – о смысле жизни, о цене счастья, об одиночестве в мегаполисе.Третий урок Достоевского – личное отношение ко всему. Нет «информации», есть факты, эти факты случаются с кем-то, с кем мы связаны, может быть, пока неочевидной для нас, но крепкой духовной нитью. Понимание этой связи продемонстрировали самые юные участники нашей секции мультимедийных проектов – Сережа и Ксения Голицыны (школа с углубленным изучением отдельных предметов №1234), подготовившие доклад «Мы изучаем Достоевского». Коллектив учеников из гимназии №1306 (Маша Агеева, Аня Штырба, Агафья Коннова, Соня Малышева, Кристина Манучарян) создал целую мультимедийную энциклопедию героев великого писателя, разыгрывали героев сами ученики в интерьерах XIX века, они же подготовили интересные иллюстрации к видеопроекту. Ксения Ральникова (школа №962) подготовила видеопутеводитель по театрам Москвы, где идут постановки по произведениям Достоевского.На конференции работали и проектно-исследовательская, и художественная секции. Ясно, что подготовить такое могли только настоящие люди, творческий коллектив школы №1148 с давними традициями, бесконечно предан педагогике и тем нравственным ценностям, которые были близки и Федору Михайловичу.Ф.Достоевский: «Без связующей общей, нравственной и гражданской идеи нельзя вырастить поколение и пустить его в путь». Неужели это сказано более 150 лет назад?! 2015 год в России – Год литературы – стал хорошим поводом вспомнить, ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО писали такие писатели, как Достоевский.Ольга КЛИШИНА, доктор исторических наук, профессор кафедры «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования
Комментарии