search
main
0

​Вспоминаю, как песню…

19 мая исполняется 90 лет со дня рождения пионерской организации. Принадлежит ли эта дата только истории?

Старшее поколение еще помнит, как после очередного ЧП с детьми, подростками раздавалось неизбежно-ритуальное: «Куда смотрят семья, школа, пионерская и комсомольская организации?» Но вот уже более двадцати лет, как спрос за детей держит кто угодно, только не сами ребята, объединенные в собственные организации. Дело не в ностальгии по кострам, линейкам, парадам и прочему, как принято считать, «совку», а в том, что место и значение детской организации взрослыми до сих пор не осмыслены. Но не случайно Михаил Прохоров, которого трудно заподозрить в совковости, во время своей предвыборной кампании вдруг заявил, что неплохо было бы возродить что-то вроде пионерского движения.Еще жестче позиция известного футуролога Игоря Бестужева-Лады, который утверждает, что семья и школа в глубоком кризисе, и потому вся надежда на детские общественные объединения.Дело не просто в том, чтобы занять ребят, отвлечь их от улицы. И не в возрождении пионерской символики, традиционных пионерских дел.  Все это отчасти существует и теперь, хоть и не в массовом масштабе. Но куда важнее осмыслить пионерство, детское движение в целом как школу реальной демократии, как исток гражданского общества. А этот исток все же не на Болотной площади и проспекте Сахарова, не в самом по себе дарованном многообразии политических партий, но в детстве, отрочестве нации, в способности ребят самоорганизоваться для добрых, ярких дел и целей.Но чтобы раскрыть в новых условиях этот потенциал детства, следует честно и критично отнестись к истории пионерии, отринув идеологическую мертвечину, как и современную государственную великодержавную риторику. А вместо этого вдруг появляются солидные монографии с обильным пионерским официозом вплоть до пространных цитат из Брежнева…И уже совсем неизвестна история борьбы внутри детского движения с диктатом и обязаловкой, педагогическое диссидентство авторов творческих систем воспитания – Иванова, Лутошкина, Уманского, Крапивина, Штейнберга… А ведь благодаря им именно в педагогике прежде политики и экономики остро встали проблемы реальной свободы и прав личности, чести и достоинства человека. И было доказано: реализация этих ценностей в детстве и отрочестве невозможна вне опыта ребячьих сообществ.Кстати, для современных ребят уже по-новому привлекательны и линейки с горном, и костры, и разноцветные галстуки. А в Международной федерации детских организаций ее ответственный секретарь Виктор Кочергин включил для меня запись, на которой хрипловатый мальчишеский голос в стиле рэп исполнял давнишнее, из другой эпохи:«Я теперь вспоминаю, как песню,Пионерии первый отряд…»- И ведь где-то же он сам эту песню нашел, без помощи старших, – радостно удивлялся Виктор.Будем надеяться, что у разных поколений все же будут общие песни. С праздником!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте