Вот уже более пяти лет обучение иностранным языкам в нашей школе идет по инновационной программе «Оксфордское качество». За это время шесть учителей английского языка прошли стажировку в Великобритании и несколько групп учащихся в течение двух недель обучались в престижных британских школах. Значение и эффективность подобного рода практики невозможно переоценить.
Однако обучение за рубежом доступно пока еще не всем нашим школьникам, поэтому включение международной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, а также во внеурочную работу по английскому языку может компенсировать недостаток личного межкультурного общения российских школьников с их зарубежными сверстниками.Международная деятельность в форме участия в международных интернет-проектах и международных видеоконференциях, участия в международных молодежных акциях и конкурсах, обмена видеопортретами о жизни учащихся российской и зарубежной школы, участия в работе международных интернет-форумов идет в нашей школе с 2006 года, когда мы впервые узнали об одном из международных интернет-проектов – «Global Leap. Videoconferencing in the classroom». Этот проект, созданный в Великобритании в 2001 году при поддержке министерства образования этой страны, был призван объединить с помощью Интернета британские школы, с одной стороны, и такие научные и просветительские учреждения, как музеи, художественные галереи, обсерватории и научно-исследовательские центры, с другой стороны, для создания системы дистанционного обучения школьников. Позже к этому проекту подключились школы из других стран, в том числе и из России, для проведения совместных мероприятий, таких как видеоконференции, дебаты, конкурсы.После первой видеоконференции и знакомства с руководителем проекта Майклом Гриффитом мы начали искать друзей и партнеров в Великобритании и США, получили предложение о сотрудничестве от одной из американских школ – Дел Валь Хай Скул (город Остин, штат Техас, США), ученики которой стали нашими верными партнерами по видеоконференциям. За шесть лет мы провели более 60 видеоконференций, в которых приняли участие более 600 учеников нашей школы. Круг обсуждаемых тем широк и разнообразен – от школьного образования и традиций празднования Нового года до самых острых и актуальных проблем мировой политики, экономики и экологии. Трудно переоценить значение международных видеоконференций для комплексного развития и совершенствования коммуникативно-речевых умений и навыков школьников, для их социокультурного развития. Участие школьников в видеоконференциях, в непосредственном диалоге с носителями иностранного языка и иной культуры не только позволяет им расширить и углубить свои знания о стране изучаемого языка, но и заставляет пристальнее всмотреться в историю и культуру собственной страны, быть в курсе современного развития российского общества.Отмечу воспитательную значимость участия школьников в международных видеоконференциях. Нельзя не заметить, с какой гордостью наши учащиеся говорят о достижениях своей страны в науке, искусстве, культуре, с какой любовью они рассказывают о славной истории и традициях России, о красоте ее природы и достопримечательностях. Участвуя в дискуссиях с американскими сверстниками, ребята учатся не только высказывать свое мнение, но и прислушиваться к мнению собеседников, терпимо относиться к различным точкам зрения по определенным вопросам и находить взаимоприемлемые решения по спорным вопросам.С 2006 года учащиеся 6-10-х классов нашей школы принимают участие в ежегодном международном проекте ЮНЕСКО «Это наше время» (This is Our Time). За последнее десятилетие этот интерактивный телекоммуникационный проект превратился в глобальную сеть, включающую свыше 300 школ, молодежных организаций и клубов ЮНЕСКО по всему миру. Участие в проекте осуществляется в различных формах, одной из которых стали видеоконференции, другая форма – интерактивная интернет-викторина «Нации, объединяйтесь!», которая дает учащимся возможность больше узнать как о своей стране, так и о других странах мира. Нашим учащимся очень нравится эта игра, ведь здесь проверяется все: и знания по самым различным предметам, и умение пользоваться различными источниками информации как на русском, так и на английском языке, и навыки работы на компьютере с различными поисковыми системами, а также умение работать в команде, уважительно относиться к своим товарищам, брать на себя ответственность для достижения общего результата.Круг наших международных партнеров постоянно расширяется, все более разнообразными и увлекательными становятся формы совместной работы. В 2007-2009 годах мы принимали участие в работе интернет-форума «Люди говорят» (The People Speak), действующего под эгидой ООН, в конкурсе дебатов Global Debate. В 2009-2010 учебном году учителя и учащиеся нашей школы активно включились в работу вновь созданного международного учительского интернет-клуба Virtual Teachers Exchange и приняли участие в таких международных проектах, как «Диалог культур» и «Виртуальный урок», а также в первом международном виртуальном конкурсе школьных хоров. В 2010-2011 учебном году ученики 10-го класса познакомились со своими сверстниками из Тайваня и провели с ними интереснейшие видеоконференции в рамках проекта «Четыре страны в одном классе» (Four Nations Classroom). Больше всего российским и тайваньским школьникам запомнился виртуальный мастер-класс по приготовлению традиционных блюд двух стран.Конечно, участие в международных проектах и видеоконференциях дело совсем не простое. Оно требует много времени и сил как от учеников, так и от учителей, не всегда удается избежать организационных и технических проблем, но даже при наличии минимально необходимых средств – компьютера, веб-камеры и микрофона – подобная международная деятельность открывает нашим школьникам и учителям окно в мир, позволяет нам почувствовать себя членами мирового сообщества, предоставляет возможность принять участие в непосредственном диалоге культур.Наталия ПАНКОВА, учитель английского языка школы №1357 с углубленным изучением английского языка
Комментарии