Мы, педагоги, пришедшие в профессию в 90‑х годах, усвоили еще в институте, что учитель должен прийти на урок с подробным конспектом, где расписаны не только цели и задачи, но буквально каждая минута урока с вопросами учителя и возможными ответами учеников. До сих пор у меня хранятся эти тетради с записями уроков.
Конечно же, составление подобных конспектов занимало у молодого учителя уйму времени: писались они от руки, печатные машинки были роскошью, компьютеры еще не появились. А ведь помимо конспекта нужно было составить к уроку карточки для индивидуальной работы. Где взять материал для урока? Методичек не было. Пользовались материалами журналов «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Для того чтобы их получить, нужно было поехать в библиотеку имени Ушинского, заказать необходимый номер, подождать от полутора до двух часов, когда ваш заказ сформируют, и после этого приняться за работу в читальном зале. Практически за выходной или методический день можно было составить не более трех конспектов уроков по русскому языку. С уроками литературы обстояло еще сложнее. Учебники по советской литературе уже устарели, а новые еще не были изданы. Да и художественная литература была в большом дефиците. Булгакова, Пастернака, Цветаеву, Ахматову передавали из рук в руки, часто это был самиздат. А ведь надо было, чтобы и ученики ознакомились с этими произведениями. В учебный процесс включались и родители: помогали достать необходимую литературу, материалы, портреты писателей, помогали кто как мог. А уж если удавалось кому-то распечатать для класса тесты, это вообще был праздник.Труд ученика был ничуть не легче. Если учителю было сложно найти материал для урока, то представьте, каково было детям! А если задавали доклад или реферат, то это превращалось в полноценную научную работу. И опять на помощь приходили библиотеки. Конечно же, были и плюсы, до сих пор помню сочинения учеников 90‑х годов. Каждое из них отличалось самобытностью и оригинальностью.Для нас, молодых учителей, огромным подспорьем были открытые уроки, которые давали опытные учителя. Но Москва город большой, на то, чтобы доехать до школы, где проходили мастер-классы, уходило по полтора-два часа.К чему я все это вспоминаю? Учительская работа мало чем изменилась по сути: мы ищем интересные материалы для уроков, составляем сценарии уроков, индивидуальные задания, стараемся увлечь своим предметом, развивать в детях творческое начало.Но как же я завидую сегодняшним молодым педагогам! У них появилась возможность быстрого профессионального самосовершенствования благодаря новому инструменту – Московской электронной школе: вместо бумажных конспектов – база готовых сценариев уроков и библиотека учебных материалов, что делает подготовку урока легче и удобнее. В одном ресурсе мы имеем и собственные методические наработки, и учебники, и художественную литературу. Это ресурс, который позволяет учиться у опытных учителей, это своеобразный уникальный общегородской мастер-класс. Мы, учителя 90‑х, тратили десятилетия, пытаясь достичь профессионального мастерства. Современные технологии позволят молодому учителю сэкономить время, делиться опытом, повышать уровень своей квалификации.Родители девяностых и двухтысячных прекрасно помнят истории с потерянными дневниками, исправленными оценками, незаписанными домашними заданиями, прогулянными их чадами уроками. Для современных родителей Московская электронная школа – это возможность получать всю необходимую информацию о школьной жизни: это и автоматизированный контроль за успеваемостью ребенка, и своевременное информирование о том, что у ребенка есть какие-то проблемы. В свою очередь родители могут сообщать учителям об отсутствии ребенка.Для детей МЭШ делает учебу в школе максимально эффективной и по-настоящему увлекательной, это инструмент для приобретения знаний и возможность участвовать в конкурсах и марафонах.Мы живем в мире, где со школьной скамьи детей учат обращаться с цифровыми устройствами. Чтобы составить достойную конкуренцию новому поколению, нужно не бояться учиться новому. Тридцать лет назад я впервые переступила порог школы как учитель. Но не спешите списывать со счетов наше поколение! Освоив ресурсы МЭШ, опытные учителя получают истинное удовольствие, научившись разговаривать с современными школьниками на их языке.Поэтому и нам так хочется узнать, какие же изменения ждут школу через пять, десять, пятнадцать, двадцать лет!Оксана НИСТРАТОВА,заместитель директора школы №1228 «Лефортово»
Комментарии