Знаменитый совет Николая Гоголя «…забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом» верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но все же именно в детско-юношеском возрасте человек активно и в короткие сроки меняется.
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится подросткам с их еще неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представления подростков о морали и праве в силу возрастных причин не стали еще осознанными.Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуются, не может не вызывать протеста. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы, может породить у подростка чувство одиночества, влиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.Компенсация неудовлетворенности для подростков – это чаще всего сфера досуга. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности. Всему этому способствуют интересные и занимательные факультативные занятия по ряду предметов и посещения театров, выставок, музеев, ориентированных по изучаемым темам. Одно дело – услышать, прочитать, и совсем другое – увидеть, эмоционально прочувствовать. Абсолютно по-иному воспринимается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» на подмостках театра и на интерактивной экскурсии в музее писателя.Многие люди в наше время стремятся попасть в прекрасные уголки мира. Да, в мире много того, что вызывает восхищение, но совсем не нужно ставить перед собой цель посмотреть во что бы то ни стало все это. Как же слепы люди, живущие в России, которые не видят красоты своей Родины! Мне и моим коллегам думается, что можно не побывать в Греции, не увидеть знаменитых египетских пирамид, не насладиться чудными видами Италии, но достаточно лишь раз почувствовать всю прелесть русской природы, понять всю глубину ее, чтобы навсегда полюбить такие замечательные уголки России, как Остафьево, Владимир, Боголюбово, Суздаль, Жостово, Гжель, Сергиев Посад, Монино, Санкт-Петербург, Ясная Поляна, Бородино, Тарханы… Это ли не воспитание истинного патриотизма у учащихся? Один раз увидев старинные усадьбы, почувствовав дух того времени, невозможно не ощутить гордость за Россию, за ее неоценимое наследие.Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное развитие личности. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней запечатлеешь, то и останется. Глубоко убеждена, что литература – урок воспитания человека и человеческого в человеке. И главное среди истинно человеческих чувств – это отзывчивость, жалость к обиженным и брошенным, умение сопереживать, сострадать чужому горю, откликаться на чужую беду. Именно эти качества учителя нашей школы и я воспитываем в своих учениках. Учитель-словесник помогает учащимся в школе сделать правильный выбор книг для чтения (испокон веков книга делает человека), усвоить духовно-нравственный потенциал произведений словесного искусства. В связи с этим вспоминаются слова Ключевского: «Истинно благовоспитанное сердце воспитано печалью».Искренне верим с коллегами в то, что время проходит, но сказанное слово остается.Людмила КАЗАКОВА,учитель русского языка и литературы школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии