search
main
0

​Восстание «неудачников»

Недавняя прокатившаяся волна суицидов среди подростков. Серия нападений подростков на учителей и учеников в разных городах России. Такие вот признаки нового времени, которые не могут оставить равнодушными представителей педагогического сообщества. Мы предлагаем ознакомиться с мнениями наших экспертов.

На взгляд ректора Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина Станислава Еремеева, произошедшие трагические события показывают, что общество столкнулось с широкой и глубокой проблемой, которую нельзя рассматривать только в контексте работы администрации школы или правоохранительных органов.Случаи нападений на школы демонстрируют, что участники этих событий, то есть подростки, имеют одну особенность. В их жизни, скорее всего, отсутствует по-настоящему выстроенный механизм обратной связи как со школой, так и с семьей.Если говорить в целом о проблеме, то, как считает Станислав Еремеев, на сегодняшнего ученика не может не влиять то, что называется школьной перегрузкой. Интеллектуальный и психологический объем, который сваливается на ребенка при поступлении в школу, часто создает стрессовые ситуации. Как правило, к старшим классам происходит так называемая селекция, когда кто-то из детей попадает в «неудачники» и это становится неснимаемым ярлыком. С учетом того что подростковый возраст сам по себе очень сложный и дети относятся друг к другу довольно жестоко, «неудачники» часто оказываются в определенном вакууме даже в своей среде. Понятно, что это влияет на неадекватное поведение, в том числе проявляемое в форме агрессии.На взгляд Станислава Еремеева, существование проблемы нужно признать, однако ответные действия в виде запретов желаемого эффекта не дадут. В школу, в колледж, в вуз нужно вернуть такое понятие, как воспитание.Председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов убежден, что сейчас общество сталкивается с какой-то новой реальностью, и эта новая реальность нуждается в глубоком междисциплинарном осмыслении – психологическом, социологическом, педагогическом, медицинском, философском.Причин подобного явления много, и часть из них лежит на поверхности, а часть требует рефлексии. По мнению Сергея Тарасова, есть два аспекта, связанных с обеспечением безопасности участников образовательного процесса. Первый – это непосредственно укрепление самих образовательных организаций в виде наблюдения, усиления пропускного режима, наличия охраны и т. д.Но более важным представляется вопрос психологической безопасности образовательной среды. Как рассказал Сергей Тарасов, Ленинградская область еще несколько лет назад стала инициатором проведения эксперимента совместно с Российской академией образования, касающегося темы психологической безопасности участников образовательной среды. Суть проекта в том, что выявляются потенциальные зоны риска, и на основе полученной информации выстраивается индивидуальная модель сопровождения либо группы учащихся, либо одного учащегося. Затем ведется целенаправленная работа по нивелированию, исключению этих рисков. По сути, это целая программа работы психолога, социального педагога, классного руководителя, и при необходимости медицинского работника.Кроме того, актуальным становится такое направление, как повышение квалификации педагогов и классных руководителей. Каждого ученика невозможно обеспечить индивидуальным психологом, поэтому важно, чтобы каждый педагог имел определенную психологическую подготовку. Конечно, он не сможет выступить в роли полноценного специалиста, а скорее, помощника. Но, имея некоторую базовую психологическую подготовку, педагог способен увидеть признаки психологического неблагополучия, трудности, которые испытывает ребенок, и может вовремя включиться в процесс, подсказать, что этому ученику необходима помощь. Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте