Успех. Что каждый из нас подразумевает под этим словом? Разное. Словарь С.И.Ожегова дает нам следующее представление об этом понятии: «общественное признание, удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе». Перефразируя классика, каждый человек успешен по-разному… Но нет неуспешных. Точнее, хорошо бы, чтобы не было. Успех редко сваливается просто так на голову, почти всегда успех – награда за усилия. Что делать классному руководителю, чтобы каждый ребенок в школе был успешен?
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Луций Анней Сенека)Первое, что необходимо, – определиться с целями. Победить в соревнованиях профессионального мастерства движений WorldSkills Russia и JuniorSkills Russia или в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», вести «Кружки от чемпионов» или стать активным участником волонтерского движения. Возможностей много, важно их видеть. Путь к успеху лежит через поиск.А поиск – это в первую очередь поиск себя, открытие собственных способностей. Поэтому так важно правильно оценить свои силы – поймать «попутный ветер». Задача классного руководителя – дать ребенку возможность раскрыться, узнать себя, приобрести опыт. Опыт у каждого человека должен быть свой собственный. Именно это позволит оценить сильные и слабые стороны ученика, выявить его скрытый потенциал.«Чтобы дойти до цели, человеку требуется только одно. Идти» (Оноре де Бальзак)Каждый шаг по направлению к цели тоже успех. Количество принявших участие в ученическом самоуправлении, в мероприятиях различных городских проектов – первые весточки будущих побед в Президентских состязаниях, высоких результатов ГТО. Классный руководитель – тот, кто на этом пути будет для своих учеников рулевым всех процессов, которые и приведут к цели.«Человек, который смог сдвинуть гору, начал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки» (китайская пословица)Классный руководитель – мудрый стратег и расчетливый тактик. За что бы ни взялись его ученики на пути к успеху, найдутся те, кто будет сомневаться, критиковать, те, у кого не будет хватать веры в результат, кому будет нелегко преодолевать препятствия. Классный руководитель видит картину целиком. На данный момент. И в будущем. Он грамотно отбирает средства и видит разные способы.«Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемым?» (Козьма Прутков)«Никто не добивался успеха, просто делая то, что от него требуется. Чтобы добиться успеха, нужно сделать гораздо большее», – говорил Ч.Адамс. Это «большее» – то, кем станут ученики в результате.Существует ли технология, способная сделать каждого ученика успешным? Обратимся к реальному опыту. Итак, технология – это не отражение мира, а способ управления реальностью. «Каким мы хотим видеть наш класс? Каким должны быть наши ученики?» – вопросы, которыми задаются все классные руководители.- Каждый из них должен быть победителем, – считает победитель Московского городского конкурса педагогического мастерства «Самый классный классный»-2018 Ильдар Хусаинов.Достижение этой цели – кропотливая совместная работа команды: класс и классный руководитель. Совместные победы, умение открыто заявлять о результатах своей работы создают общую атмосферу успешности.- Не останавливаться на достигнутом! – замечает ученица 6-го класса школы №1034 Лиля Баят.И это следующий этап. Успех – лучший двигатель, а возможности городской системы дополнительного образования – возможности каждого. Достигшие успеха в какой-либо деятельности ученики подключают других, успех заразителен, а каждый ребенок талантлив, классный руководитель – тот, кто этот талант найдет и разовьет.Вырасти над самим собой – задача, решение которой также в руках классного руководителя и его учеников. Чтобы каждый почувствовал себя успешным. На данный момент. И стал успешным в будущем. И в конечном счете классный руководитель прикасается к судьбе человека, а здесь отступать всегда рано.Юрий ШЕЛУХИН,председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы, директор школы №825
Комментарии