В последние годы Давид Фельдштейн тяжело переживал реформу РАО, близко к сердцу принимая, по сути, разрушение той системы педагогической науки, которая складывалась годами и к созданию которой он имел прямое отношение.
…Вчера, второго сентября 2015 года, после тяжелой болезни скончался выдающийся ученый, вице-президент Российской академии образования Давид Иосифович Фельдштейн.Когда Фельдштейн выступал на Общем собрании Российской академии образования, где почти 14 лет был вице-президентом, я всегда просила у него текст выступления, хотя в принципе обычно делала запись и могла бы сама подготовить материал к публикации. Но мне было важно передать все очень точно, не исказив ни одного слова, потому что то, что говорил Давид Иосифович, было интересно для всех, кто занимался обучением и воспитанием детей. Фельдштейн был из тех ученых, что пришли в науку из практики: учитель истории, директор школы и школы-интерната, начальник отдела детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР, директор республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей, а одновременно заведующий сектором в НИИ педагогических наук, проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного университета. Понятно, что личный педагогический опыт помогал ему успешно заниматься наукой: свои кандидатскую и докторскую диссертации Давид Иосифович писал, исходя из реальных проблем педагогики и психологии, и защитил, занимаясь практической педагогической и управленческой деятельностью, только потом на более чем двадцать лет он стал заведующим лабораторией психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1996 году его избрали членом-корреспондентом, а в 1999 году – академиком Российской академии образования, академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии. С 2001 года Фельдштейн был вице-президентом РАО. Менялись президенты академии, но долгие годы Давид Иосифович неизменно был вторым человеком в ее руководстве, а по сути, во многом идеологом в деятельности РАО. Его избирали, с ним советовались, его уважали, а как иначе, ведь труды Фельдштейна, по признанию коллег и экспертов, реально открыли новые направления в области психолого-педагогической науки и образовательной деятельности, получив широкое признание как в России, так и во многих странах мира. Он создал принципиально новую теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности и механизмы социализации – индивидуализации детей, выстроил на ее основе социально-нормативную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки). Его научная деятельность была высоко оценена в стране: Фельдштейн – лауреат Премии Президента РФ и дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Сам Давид Фельдштейн много занимался научной деятельностью, но под его руководством росли и новые ученые, которые защитили более семидесяти кандидатских и 12 докторских диссертаций. Диссертации те не были ни плагиатными, ни легковесными, ведь научный руководитель работ долгие годы возглавлял комиссию в ВАКе, хорошо знал, какие высокие требования нужно предъявлять, и предъявлял их к своим научным питомцам без всяких скидок. Давид Иосифович был очень мудрым человеком, отчасти политиком, по большому счету психологом, что ему помогало правильно строить отношения и с коллегами, и с руководителями РАО, и с Министерством образования и науки РФ, и с Правительством РФ, и с Госдумой РФ, и с многочисленными общественными организациями. И с педагогическим, научным сообществами. Для всех он был своеобразным гуру, который всегда находил верный ответ на все возникающие вопросы, мог подсказать точный выход из любого сложного положения.В последние годы Давид Фельдштейн тяжело переживал реформу РАО, близко к сердцу принимая, по сути, разрушение той системы педагогической науки, которая складывалась годами и к созданию которой он имел прямое отношение. Вполне вероятно, что и эти переживания, и тяжелый недуг стали причиной ухода ученого из жизни. И то и другое оказалось сильнее его желания жить и трудиться на благо образования.Есть люди, которые, уходя из жизни физически, остаются с нами своими делами, трудами, тем интеллектуальным наследием, которое они оставляют и нынешним, и новым поколениям. Давид Иосифович Фельдштейн из таких людей, его имя вписано в историю отечественных педагогики и психологии, его работами будут всегда пользоваться те, кто обучает и воспитывает детей. «Учительская газета» выражает соболезнование близким, коллегам и друзьям Давида Иосифовича Фельдштейна.
Комментарии