Работа со словарями на уроках русского языка способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции. Ученики овладевают языковым богатством, у них формируются навыки употребления нормативного русского литературного языка. Умение школьников работать со словарем и справочной литературой очень важно для развития их устной и письменной речи. Эпиграфом к уроку, знакомящему шестиклассников со словарями, я взяла слова французского философа Декарта: «Определите каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений».
На уроке я рассказываю детям о том, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Их множество – одни помогают правильно писать, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд этих важных книг, среди которых языковые – лингвистические, филологические, орфографические, толковые, фразеологические; словари синонимов, антонимов, иностранных слов; крылатых слов и выражений. Вместе с ребятами мы демонстрируем классу словари, читаем выдержки из них. Мои дети любят творческие задания. Заранее рисуют обложки словарей. На уроке мы вместе решаем, какому из представленных словарей какой рисунок предназначен. Но одного знакомства мало. Мы обсуждаем высказывание Валерия Брюсова: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге». Важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. В первую очередь знакомимся с особенностями толкового словаря. Впервые определение ему дал Владимир Иванович Даль – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Вспоминаем других авторов – Сергея Ожегова и Дмитрия Ушакова. Часто дети спрашивают: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но это не так. Толковый словарь кроме своей основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится. Вместе мы смотрим, как строится словарная статья толкового словаря – все слова в алфавитном порядке, слово в начальной форме, в нем поставлено ударение, здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи. Анализируем некоторые словарные статьи, делаем записи в свои личные словари трудных слов. Заканчиваем урок прекрасным стихотворением Арсения Тарковского «Словарь»: «Я ветвь меньшая от ствола России, я плоть ее…»Вера ВЕТЮГОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №80 имени В.Кузнецова, город Купино, Новосибирская область
Комментарии