Всемирный день театра, который приходится на 27 марта, был учрежден в 1961 году по инициативе конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. Он отмечается повсюду, но, наверное, нигде не проходит столь весело, как в России.
Человеку, далекому от театра, наверное, трудно себе представить, что по крайней мере один раз в году актеры сами становятся зрителями. Нет, конечно, они тоже принимают участие в представлении, в котором рядом с ними играют их товарищи «закулисных» профессий – гримеры, костюмеры, режиссеры, администраторы, завлиты. Но сразу после своей сцены прямо в гриме и костюме присоединяются к публике, чтобы вдоволь похохотать над всякого рода несуразицами и проблемами, что в обыденной жизни вызывали совсем иные эмоции. День этот – профессиональный праздник служителей муз, а действо, наполненное юмором, музыкой и танцами, называется «капустник». Да, как пирог с начинкой из капусты. Почему? Профессиональный театр в России появился лишь в середине XVIII века, а к середине следующего столетия окреп и распространился настолько, что, пожалуй, не было города без своей труппы. Но во время Великого поста с его запретом на развлечения повсеместно стихали балы, пустели концертные и театральные залы. Для актерской братии наступало время отдыха. И тогда они могли собраться, чтобы отметить окончание зимнего сезона. Главным угощением таких застолий и становился капустный пирог – пост есть пост! Но в придачу к пирогу – шутливые сценки на злобу дня – о курьезах прошедшего сезона, подчас тут же сымпровизированные. И в таких экспромтах охотно принимали участие не только артисты. К примеру, в них проявлял незаурядный талант и блестящее остроумие драматург Александр Островский, срывая не менее шумные овации, чем его знаменитый друг актер Михаил Щепкин. Пройдет несколько десятилетий, и эстафету подхватит Художественный театр. По Москве ходили рассказы о капустниках МХТ, на которых обычно сдержанный и интеллигентный Станиславский в паре с плотным и солидным Москвиным выделывали лихие па канкана с соответствующими возгласами и повизгиваниями или богатырского сложения Шаляпин и маленький Сулержицкий препотешно показывали цирковую борьбу. Казалось бы, только свои могут стать свидетелями подобных дурачеств, но именно МХТ впервые в 1910 году показал их широкой публике, всю выручку отдав в фонд помощи нуждающимся товарищам. Капустники и ныне популярны: трудно представить, что есть театр, где накануне праздника не заняты все углы и закоулки репетирующими в тайне от коллег придуманный самими исполнителями номер (его содержание хранится в секрете до самого представления – важен эффект неожиданности). Пожелаем же театру поменьше проблем и препятствий в осуществлении его миссии и побольше искреннего веселья и вдохновенного творчества.
Комментарии