В то время как мода на образовательные технологии становится все более заметной, ученые-педагоги не могут договориться о единой терминологии, разрабатывают все новые и новые классификации, объявляют о появлении новейших технологий. В программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, во многих официальных документах уже не обходятся без фразы «современные технологии». Причем их набор каждый ученый понимает по-своему. Нередко новое оказывается хорошо забытым старым. Например, групповые способы работы при применении системы разных приемов и организации закрепленных команд обучающихся сейчас составляют основу Сингапурской системы.
Как же отделить новейшие технологии от устаревших? Всегда ли первые являются передовыми, а вторые отсталыми? Не являемся ли мы свидетелями гонки по переименованию или «перезагрузки» давно известных технологий, получивших новые имена и авторские коллективы? Можно ли все технологизировать, например достижение личностных результатов? Человек и технология – кто кем повелевает?Технологичность подразумевает системность и транслируемость имеющегося опыта. Однако не хотелось бы путать эффектные и эффективные технологии. В первом случае акцент делается на внешнюю сторону процесса (яркость, рельефность, удивительность). А во втором – на внутреннюю сторону деятельности (глубина, устойчивость, логичность, результативность). По умолчанию считается, что использование технологий хорошо, полезно, эффективно и продуктивно. При этом можно встретить требования к учителю ни на йоту не отходить от разработанных в той или иной технологии шагов в их жесткой последовательности. Такой «технологический экстремизм» может полностью вытеснить импровизацию, сделать занятия обезличенными. Именно поэтому «Учительская газета» решила обратиться к педагогическому сообществу с призывом развернуть открытое обсуждение столь важной темы в образовании. Продолжая начатое в первых номерах 2017 года (см. «УГ» №1 от 3 января, №3 от 17 января), мы планируем и далее представлять разные технологии, как недавно появившиеся, так и хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике. Руководствуясь принципом давно известной «бритвы Оккама» (не приумножать сущностей сверх необходимости), нам не хотелось бы давать исчерпывающие или правильные ответы и единственно верные определения, выстраивать все существующие подходы и заявленные технологии по рейтингу полезности. Давайте вместе попытаемся разобраться в этом относительно новом педагогическом явлении, понять его целесообразность и ценность, ответить на вопрос: это все-таки необходимость, неизбежность, веление времени или дань моде, игра со словами и терминами или просто новое – это хорошо забытое старое? Приглашаем к сотрудничеству и диалогу. Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии