search
main
0

​Ваш адвокат

– Может ли быть отказано учителю в приеме заявления и в прохождении аттестации на установление квалификационной категории?

– Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок), не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.После рассмотрения заявлений педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:1. Если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории (п. 30 Порядка).2. Если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории (п. 30 Порядка).3. Если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности (п. 43 Порядка).4. Если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 Порядка).Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:- несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;- истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;- прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;- наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);- незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.Подробнее об аттестации педагогических работников в письме Минобрнауки РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 03.12.2014 г. №08-1933/505.- С 1 сентября 2016 г. вступил в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Каковы особенности в организации такого образования?- Статьей Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599.ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вступил в законную силу с 1 сентября 2016 г.Письмом от 11.08.2016 г. №ВК-1788/07 Минобрнауки России разъяснило следующее.ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с умственной отсталостью совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома – интернаты системы социальной защиты), или вне их – в форме семейного образования, а также на дому.На основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.В программе прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и коррекционно-развивающей области, являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26.СанПиН ОВЗ введены в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-дневной учебной неделе.Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Закона).Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru, или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 4 ст. 91 Закона). Сведения о конкретных образовательных программах в приложении к лицензии не указываются.Минобрнауки России разрабатывает проект федерального закона в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – законопроект), которым предусматривается проводить лицензирование образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта), что повлечет изменения ст. 91 Закона об образовании.Законопроектом аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предполагается.- Можно ли использовать в работе учебник, вошедший в федеральный перечень учебников, если он будет переведен на осетинский язык?- По данному вопросу Рособрнадзор в своем письме от 11.08.2016 г. №05-455 «Об использовании учебников» дал следующие четкие разъяснения.Статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право граждан Российской Федерации получать дошкольное, начальное общее и основное общее образование на родном языке из числа языков народов России.Федеральными государственными стандартами общего образования также закреплено, что они направлены на обеспечение в том числе возможности получения начального общего, основного общего и среднего общего образования на родном языке.Вместе с тем организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 (далее – федеральный перечень учебников).2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.Законодательством Российской Федерации не предусмотрено использование переводных учебников в образовательном процессе.Порядком формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.07.2016 г. №870 (далее – Порядок), предусмотрено проведение этнокультурной и региональной экспертизы, которая обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России, изучение родного языка из числа языков народов России и литературы народов России на родном языке (пункт 8 Порядка).В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ (пункт 11 Порядка).Таким образом, в случае перевода учебника из федерального перечня учебников на родной язык необходимо такой переводной учебник использовать в учебном процессе только после его включения в федеральный перечень учебников в новой переводной редакции.Учитывая вышеизложенное, Рособрнадзор сообщил о недопустимости использования при реализации общеобразовательных программ учебников, не входящих в федеральный перечень учебников.Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) усилят контроль в части рассмотрения вопроса использования учебников в образовательном процессе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте