– Могут ли родители претендовать на какую-либо компенсацию затрат на образование ребенка в семейной форме?
– Частью 3 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что общее образование может быть получено и вне образовательных организаций, в частности, в семейной форме.Письмом Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. №НТ-1139/08 разъяснены вопросы организации получения образования в семейной форме.В частности, отмечено, что ст. 35 Закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.В этой связи обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.Согласно ст. 9 Закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов РФ организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования в письме отмечено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (ст. 5 Закона).Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов РФ в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта РФ (основание: ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).- На основании каких документов должен регулироваться порядок проведения уроков в школе учителями по заменам?- Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.В соответствии со ст. 189 ТК РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, в котором могут быть прописаны правила привлечения учителя к проведению замен.Однако нужно учитывать, что если в трудовом договоре в обязанности учителя не вменяется проведение замен, то к работам, не предусмотренным трудовым договором, учителя можно привлечь только при наличии письменного согласия.В соответствии со ст. 60-2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.- Должны ли начисляться страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с сумм компенсации проезда к месту учебы и обратно учителю, обучающемуся заочно в педвузе?- В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных в том числе с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Они также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (статья 177 Трудового кодекса РФ).Таким образом, суммы производимой оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами.- Как часто в школу могут направляться проверки? Существуют ли какие-то ограничения по их количеству и основаниям?- В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 (абзац 2) перечня поручений Президента РФ от 02.01.2016 г. №Пр-15ГС по итогам заседания Государственного совета РФ 23 декабря 2015 г. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено принять меры по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.Минобрнауки России и Рособрнадзор своим письмом от 29.08.2016 г. №02-343 направили в регионы Рекомендации по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок (далее – Рекомендации).Органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее – органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), проводятся мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – План проверок).В Рекомендациях отмечено, что наиболее эффективной формой контроля, позволяющей всесторонне оценить и проверить объект надзора, является выездная проверка. Вместе с тем она же является и наиболее трудоемкой, и требует значительных финансовых затрат.Построение единой, открытой и понятной для всех системы планирования выездных проверок должно быть основано на определенных принципах, таких как:- своевременность реагирования на признаки возможного совершения правонарушений;- неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства в сфере образования;- обоснованность выбора объекта проверки.Такой подход к планированию проверок, безусловно, способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора объектов проверки.Рекомендовано при формировании Плана проверок и выборе образовательной организации учитывать следующие критерии:- наличие или отсутствие нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;- исполнение предписаний, выданных по результатам плановых и внеплановых проверок;- наличие или отсутствие обращений граждан по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;- наличие сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования, поступивших от других органов государственного контроля (надзора), органов прокуратуры и др.;- наличие положительной динамики образовательных достижений обучающихся, в том числе по результатам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;- инновационная активность образовательных организаций;- наличие или отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.На основании предложенных критериев предложено сформировать три группы образовательных организаций.Первая группа. Образовательные организации:- показывающие стабильно низкие результаты на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;- в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, включая грубые нарушения лицензионных требований;- на деятельность которых неоднократно поступали жалобы и обращения.Вторая группа. Образовательные организации:- показывающие стабильный уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;- в деятельности которых не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований.Третья группа. Образовательные организации:- показывающие стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;- в деятельности которых не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования по результатам ранее проведенных проверок, имеющие высокую инновационную активность;- на деятельность которых не поступали обращения и жалобы граждан.При распределении образовательных организаций на группы:а) в первую группу включаются образовательные организации при наличии хотя бы одного из критериев, входящих в данную группу;б) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой группы, но имеющие хотя бы один из критериев второй группы, включаются во вторую группу;в) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой и второй групп, включаются в третью группу.Периодичность проведения и форма проверки определяются исходя из того, в какую группу включена образовательная организация.В отношении образовательных организаций первой группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 3 года.В отношении образовательных организаций второй группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 4 года.В отношении образовательных организаций третьей группы проводятся плановые документарные проверки, периодичность которых составляет не чаще одного раза в 5 лет.Сформированный План проверок предложено рассматривать и согласовывать на общественных советах или иных коллегиальных органах при органах государственного контроля (надзора) в сфере образования.Информация о согласовании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с вышеуказанными органами и органами прокуратуры размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сфере образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Комментарии