– Как применяется норма об освобождении от НДС в отношении образовательных услуг по профессиональной переподготовке, оказываемых государственным бюджетным образовательным учреждением?
– Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2017 г. №03-07-15/44544 были даны соответствующие разъяснения. В частности, отмечено следующее.Согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг (соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии), за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.Пунктом 6 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с п. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон) в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указывается только подвид дополнительного образования без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. При этом на основании п. 6 ст. 76 закона дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.Форма соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также форма приложения к данной лицензии утверждены приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 г. №1320.Таким образом, образовательные услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, оказываемые государственным бюджетным образовательным учреждением на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии соответствия таких услуг направленности дополнительных профессиональных программ, разработанных и утвержденных данной организацией.Перечисленные разъяснения направлены Федеральной налоговой службой письмом от 01.08.2017 г. №СД-4-3/15051@ «О применении освобождения от налогообложения НДС» для сведения и использования в работе.- Какие особенности должны быть предусмотрены в трудовом договоре директора школы, по сравнению с договорами других работников?- Требования к содержанию, форме и порядку заключения трудового договора предусмотрены Трудовым кодексом РФ.В соответствии со статьей 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.Специфика трудовой функции руководителя организации предполагает наличие особого правового статуса, который включает в себя:- специальный порядок заключения трудового договора;- наличие иных субъектов, наделенных в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом выступать в качестве работодателей и заключать с руководителями трудовые договоры;- отсутствие у кандидата административного наказания в виде дисквалификации;- возможность применения процедур, предшествующих заключению трудового договора, – проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое;- возможность заключения срочного трудового договора в соответствии с учредительными документами организации или по соглашению сторон.Особый правовой статус руководителей государственных и муниципальных учреждений подтверждается также требованиями при заключении с ними трудового договора, которыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №280-ФЗ дополнена статья 275 Трудового кодекса РФ.Так, согласно ч. 4 ст. 275 ТК РФ руководители государственных (муниципальных) учреждений обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Правила представления указанных сведений лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 г. №208. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают аналогичные правила о представлении таких же сведений соответственно как для лиц, поступающих на должности руководителей, так и руководителей, занимающих эти должности в государственных (муниципальных) учреждениях, подведомственных этим органам.Кроме того, ч. 3 ст. 275 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения должен заключаться на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Такая типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения утверждена постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 г. №329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее – Типовая форма).В соответствии со статьей 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.По общему правилу для работников в трудовых отношениях работодателем является физическое или юридическое лицо, но в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателей может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.К таким случаям, в частности, отнесено определение работодателей для руководителей государственных и муниципальных учреждений.Исходя из положений ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», иными субъектами, наделенными правом выступать для руководителей государственных и муниципальных учреждений в качестве работодателя и заключать с ними трудовые договоры, являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя.Оформление трудовых отношений с руководителями федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ или муниципальных учреждений осуществляется на основе Типовой формы соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами, организациями, именуемыми для них в дальнейшем работодателями.Обращаем внимание, что обязанности сторон, предусмотренные в Типовой форме, не являются исчерпывающими и могут дополняться иными обязательствами сторон, предусмотренными законодательством Российской Федерации и уставом учреждения (подпункт «ш» п. 9 и подпункт «е» п. 11 Типовой формы).При оформлении трудового договора с руководителями государственных (муниципальных) учреждений, поступающими на работу, обязательно должны быть предусмотрены следующие условия трудового договора:- срок действия трудового договора (в случае, если заключается срочный трудовой договор, срок его действия определяется учредительными документами или соглашением сторон);- дата, с которой претендент приступает к работе в должности руководителя;- продолжительность рабочей недели;- количество выходных дней в неделю;- продолжительность ежедневной работы в часах;- возможность отнесения должности руководителя к работникам с ненормированным рабочим днем;- продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска в календарных днях;- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день (при отнесении должности руководителя к работникам с ненормированным рабочим днем) и в других случаях, предусмотренных законодательством;- вопросы оплаты труда;- права и обязанности руководителя;- показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;- условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.- Можно ли принять на должность «учителя» человека, имеющего педагогический стаж 7 лет, если при этом его высшее образование не относится к области «образование и педагогика»?- На сегодняшний день нет законодательных запретов занимать должность «учитель» в рассматриваемом случае, но необходимо соблюсти ряд условий.Письмом Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06 направлены Рекомендации об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.В частности, по рассматриваемому вопросу даны следующие рекомендации.Согласно части 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью предоставляется лицам, имеющим среднее профессиональное или высшее образование и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н (далее – Квалификационные характеристики), установлены следующие требования к квалификации по должности «учитель»:- высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.Таким образом, для занятия должности «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области «образование и педагогика».При этом в письме особенно отмечено, что согласно требованиям Квалификационных справочников иногда дополнительного профессионального образования недостаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу является наличие высшего образования в определенной области, например, по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с дополнительным профессиональным образованием в области гуманитарных и социальных наук.Однако обращаю особое внимание на то, что пунктом 9 Общих положений Квалификационных характеристик предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Этим пунктом можно воспользоваться в исключительных случаях.
Комментарии