– Может ли осуществляться образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях среднего профессионального образования только с применением электронного обучения?
Электронное обучение с исключениями
– Минобрнауки России письмом от 22.12.2017 №06‑2023 направило Методические рекомендации о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Методические рекомендации).
Раздел 6 Методических рекомендаций посвящен использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В частности, отмечено, что образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации основной профессиональной образовательной программы согласно Порядку применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, который устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816).
Пунктом 6.2 Методических рекомендаций оговорено, что организация вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик.
Однако следует учитывать, что приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 №22 утвержден Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ, по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Независимо от места нахождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью образовательная деятельность при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должна осуществляться в месте нахождения организации, реализующей обучение, или ее филиала.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла; в печатной форме на языке Брайля); для лиц с нарушениями слуха (в печатной форме, в форме электронного документа); для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы. Данный перечень может быть дополнен и конкретизирован образовательной организацией.
Комментарии