– Законно ли включение в план проверки пожарного надзора детского оздоровительного лагеря, являющегося субъектом малого предпринимательства? Действует ли по-прежнему запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства?
– В целях создания благоприятной среды для малого бизнеса статьей 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 №294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон) с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается. Проведение плановой проверки с нарушением вышеперечисленных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.Однако Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944) (далее – Перечень), на который дана ссылка в ст. 9 Закона, исключает распространение «надзорных каникул» на субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул.Плановые проверки деятельности детских лагерей на время каникул, осуществляемой в том числе субъектами малого предпринимательства, согласно Перечню проводятся органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, 1 раз перед началом каникул, а органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, – 1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену.Таким образом, включение органами федерального государственного пожарного надзора детских оздоровительных лагерей в план проверок законно и обоснованно.К сведению, не применяются «надзорные каникулы» и в отношении осуществляемой субъектами малого предпринимательства деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.- Какими нормативными документами устанавливается порядок предоставления места обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации?- В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.Приказами Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 и от 19.12.2014 №1599 утверждены соответственно федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее вместе – специальные Стандарты), которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.Специальные Стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. При этом обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.Названные Стандарты направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, структура основной образовательной программы общего образования для названной категории обучающихся должна содержать раздел «Программа коррекционной работы», предусматривают включение в стандарты и учет специальных требований.Зачисление в образовательные организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 8.04.2014 №293) и общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 №32) и осуществляется на основании:- личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;- заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органами местного самоуправления сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.В соответствии с частью 11 статьи 13 Закона об образовании утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности (приказы Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», которые регламентируют порядок организации обучения в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Одной из предусмотренных форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в том числе в инклюзивной форме.Таким образом, любая дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация или организация дополнительного образования обязаны создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями.Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.Безусловно, в реальности пока многие требования специальных условий для получения образования каждым пришедшим обучающимся с ОВЗ пока трудновыполнимы, однако такие государственные гарантии закреплены законом. При этом в соответствии со статьей 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного и общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.Обращаем внимание также, что одно из направлений развития воспитания в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает формирование деятельного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, гарантированного Законом об образовании.- Имеют ли право детские школы искусств взимать плату за обучение?- Федеральным законом от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) для детей предусмотрена возможность бесплатного получения образования по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в области искусств. Безусловно, что в сфере художественного образования данная норма должна распространяться на поддержку одаренных детей, предоставляя им право реализовать свои творческие способности.Возможность получения образования на бесплатной основе в образовательных учреждениях была предусмотрена и ранее действовавшим законом об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»), однако многие руководители детских школ искусств (далее – ДШИ) продолжали взимать с родителей плату за обучение, как это было раньше, когда обучение детей в ДШИ частично компенсировалось родительской платой.К настоящему времени действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ как за счет государственного (муниципального) задания, так и на внебюджетной основе.Учитывая, что учредители ДШИ за период, в который родительская плата не взималась, не компенсировали ДШИ средства в рамках государственного (муниципального) задания, статьей 8 Закона об образовании предусмотрена государственная поддержка дополнительного образования одаренных детей, в том числе финансовое обеспечение на предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.Минкультуры России в своем письме от 18.09.2017 №299-01.1-39‑ВА дало разъяснения по вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий.Обращено внимание, что государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания образовательным учреждениям равных условий при оказании ими одних и тех же образовательных услуг. Такие равные условия возможно обеспечить путем утверждения базового норматива затрат по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств), который определяется учредителями ДШИ самостоятельно.Учредители должны формировать государственное (муниципальное) задание для ДШИ отдельно по дополнительным общеразвивающим программам и по каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств, перечень которых утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 №998.В письме отмечено, что помимо выполнения государственного (муниципального) задания образовательные учреждения вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности и предусмотренные уставом учреждения, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также на добровольной основе привлекать средства физических и юридических лиц в форме имущественных взносов и пожертвований. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения.Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае, если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей) предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), плата за оказание таких услуг взимается.
Комментарии