Знать прошлое, чтобы извлекать из него уроки для настоящего, – наука непростая. И об этом нередко размышляют в своих письмах наши читатели.
Ефим Шаин, профессор Тульского государственного педуниверситета:«Урок по Марксу» – так называется сохранившаяся в моем архиве статья в «УГ» от 13 мая 1982 года украинского писателя и публициста Бориса Хандроса. Он приводит преинтересное, на его взгляд, письмо Карла Маркса от 16 июня 1862 года, адресованное Лассалю. В письме говорится о некоем Рошере, профессоре-педанте, этаком фаустовском Вагнере, который «по своей натуре никогда не может выйти за рамки ученья и преподавания заученного», все сводит «к натаскиванию отовсюду уже готовых ответов». Маркс предлагает одну из возможных моделей урока. Вместо того чтобы преподносить готовые истины, учитель, по его мнению, может, сообщив ту или иную тему, сказать своим ученикам: «Здесь противоречие; одни говорят так, другие – этак; у меня же по существу вопроса нет никакого мнения; посмотрите, не сможете ли вы разобраться сами… При таком подходе ученики, с одной стороны, получили бы известный материал, а с другой – был бы дан толчок их самостоятельной работе». И далее Хандрос подробно рассказал, как тогда ему удалось реализовать идею «урока по Марксу» в одной из киевских школ.Как бы мы ни относились к этому учению, но марксизм оказал огромное влияние на все области человеческого знания. И педагогика в этом отношении не составила исключения. Марксизм впервые раскрыл социальную сущность воспитания, показал роль воспитания в развитии общества, в формировании человеческой личности. В 1978 году издательство «Педагогика» выпустило обстоятельный двухтомник «К.Маркс и Ф.Энгельс. О воспитании и образовании». К нему вряд ли обращаются современные педагоги, а это интересное и полезное чтение. Но прав был Пушкин, который писал: «Мы ленивы и нелюбопытны». 200‑летие Маркса – повод для критического обращения к наследию мыслителя, в том числе его философско-педагогической составляющей».Ольга Аштаева, ветеран труда, отличник просвещения, Саратов:«В апреле прошли мероприятия, посвященные первому космонавту. К ним у саратовцев особое отношение. И это не случайно, ведь Юрий Гагарин учился в Саратове, а совершив свой полет в космос, приземлился на нашей земле. В центре парка имени Ю.А.Гагарина, где возвышается бюст первого космонавта, 14 апреля собрались жители и гости Заводского района города Саратова. В празднике приняли активное участие школьники. Парк на время превратился в космическую площадку. Возложение цветов, замечательный концерт, космическое дефиле, мастер-классы, конкурсы детских рисунков – очень много событий вместил день. Уверена: подобные мероприятия имеют огромное воспитательное значение. И пусть пока планеты, ракеты, самолеты выполнены из пластилина, бумаги, картона, рисунки о космосе сделаны на ватмане акварелью, но это для ребят первая тропинка к освоению, познанию и покорению космоса».
Комментарии