С чего начинается профессия? Она может начаться с мечты, легкой и крылатой, словно птица, способной увлечь за собой. Иногда профессия начинается с плана, придуманного однажды и рассчитанного на годы. Случается, путь в профессию появляется вопреки кому-то или чему-то. А бывает, она возникает из едва ощутимого стремления двигаться вперед и быть кем-то.
Выбирая профессию, кто-то слышит голос разума, а кто-то слушает сердцем. Профессия очень похожа на мост между чем-то важным для себя и чем-то нужным для других. Из чего можно построить такой мост? На пути к профессии много с чем предстоит встретиться: с полезным, важным, нужным, сложным, неизвестным и непонятным. Детские мечты и взрослые намерения и цели, советы родителей и семейная история, радость первого успеха, страхи и разочарования, опыт преодоления трудностей – очень многое влияет и определяет наш выбор. Каждый сам решает, что ему будет нужно для строительства и что это будет за мост. Не важно, как он будет называться – «Инженер», «Врач», «Психолог» или еще 4000 вариантов, – важно, что вы сами в него вложите. И если случится так, что призвание станет вашей профессией или хотя бы ее частью, то произойдет удивительная вещь: найдется смысл, и профессия придется по душе. Вам уже не нужно будет выбирать, кем быть – руководителем или специалистом, педагогом или психологом, – вы найдете себя и будете тем, кто есть на самом деле. Большую часть моей психологической работы составляют профориентация и занятия по программе «Путешествие по Зазеркалью», написанной мной совместно с коллегами. Москва – мегаполис, в котором перед подростками открыто множество образовательных маршрутов, а новые профессии появляются каждый год. Найти свой путь в профессию в такой насыщенной информационной среде непростая задача. Профориентация помогает подростку разобраться в разнообразной информации о профессиях, расставить приоритеты в отношении престижности профессии и собственных интересов. Профориентация похожа на компас, который указывает направление пути. Для меня важно, чтобы подростки не только ориентировались в мире профессий и образовательных учреждений, но и начали прислушиваться к себе, понимать себя и по-настоящему искать свой путь в жизни. Цель моей работы не определить, чем должен или не должен заниматься подросток в профессиональной сфере, я ставлю перед собой задачу вызвать внутренний мотив поиска у подростков, научить их искать ответы внутри себя и доверять себе. «Узнай себя, поверь в себя и следуй за мечтой» – вот что я вкладываю в профориентацию. Когда во время занятий я вижу, как подростки обретают чувство уверенности в собственных силах и начинают доверять своим интересам и мечтам, я понимаю, что для них путешествие в мир будущей профессии началось. Задача каждого психолога – уметь принимать ответственные решения. Я считаю, что в каждой школе и в каждом детском саду необходимо организовать службу социального сопровождения, чтобы помогать детям и их родителям находить контакт, адаптироваться в коллективе. Особенно это важно, когда детская психика недостаточно стабильна. И пример тому – участившиеся случаи суицида в столице. Комплексная социальная работа психологов позволит их избежать.Однажды я сделала свой профессиональный выбор. И если мой путь в профессию окончен, то путь в профессии для меня будет продолжаться и продолжаться, так же как и строительство моего моста. Для меня важно, чтобы он был надежным, качественным и современным. Ведь мое чудо уже произошло: мое призвание стало профессией, и она мне по душе. Оксана ГОЛЕРОВА, педагог-психолог Москвы-2012, педагог-психолог ЦППРиК «На Снежной»
Комментарии