На форуме «Образование России», который проходил в Казани с 27 февраля по 1 марта, среди прочего была и секция «Образовательная журналистика». Вместе с коллегами из Mel.fm, «Вестей образования», с телеканала «Просвещение» и некоторыми другими мы обсудили те СМИ, которые представляем, и ситуацию в сфере образования в целом.
Атмосфера согласия и взаимопонимания разбилась о тему, как нередко случается, денег. Так, один из коллег стал сравнивать ситуацию с зарплатами российских учителей сегодня и в 90‑е. По его словам, тогда учителя приходили в школу в стоптанных ботинках, в то время как учащиеся нередко приезжали на «порше». Развивая свою мысль, он стал говорить, что сегодня ситуация радикально изменилась. Теперь, по его мнению, учитель – профессия не только уважаемая, но и высокооплачиваемая.
Тут я уже не смог сдержаться и иронически уточнил: «Неужели учителя приезжают в школу на «порше»?»
«Именно, – как кажется, убежденно парировал коллега. – Многие приезжают. Есть ведь успешные педагоги, к примеру, победители конкурса «Учитель года».
Когда он закончил свое выступление, а модератор должен был в очередной раз скорректировать тему, я не смог вновь не вмешаться.
Я сказал, может быть, излишне эмоционально о том, что мы, похоже, живем в разных странах. Да, в Москве дела обстоят неплохо, хотя и здесь до «порше» еще очень далеко, сравнительно хорошо с зарплатами учителей в Санкт-Петербурге, а дальше? А дальше, и я знаю это непосредственно от финалистов и победителей упомянутого конкурса, все не так радужно.
Давайте вспомним разговор Владимира Путина с абсолютным победителем «Учителя года» Александром Шагаловым, который состоялся в Кремле в 2016 году. Основной посыл заголовков того сюжета – президент смутил учителя вопросами о зарплате. А как тут не смутиться? Александр Шагалов тогда нехотя признался, что получает 26‑27 тысяч рублей в месяц за работу на полторы ставки.
Лауреат конкурса того же года в личной беседе признавался, что редко когда получает больше 20 тысяч рублей в месяц. Конечно, зарплата для человека, занимающегося любимым делом, не главное, но, когда выбранная профессия перестает давать возможность элементарно сводить концы с концами, поневоле задумаешься о смене рода деятельности.
Или другая яркая иллюстрация происходящего – знаменитая встреча Дмитрия Медведева с участниками форума «Территория смыслов». Тогда премьер-министр, отвечая на вопрос о низких зарплатах учителей, предложил им… переходить в бизнес.
«Это призвание, – сказал он тогда, – а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше».
Или те же самые задержки даже этих небольших зарплат. Казалось, что все это давно позади – в поросшем байками и легендами невеселом прошлом, но в январе текущего года стало известно, что, к примеру, в Северной Осетии работники системы образования не получили в срок зарплаты за декабрь.
Неспокойно с зарплатами учителей, увы, и в развитых странах. Так, к примеру, в январе прошла крупнейшая забастовка учителей Лос-Анджелеса. В ней приняли участие порядка 30 тысяч человек. Требования просты – увеличение оплаты труда, уменьшение количества учащихся в классах, дополнительный найм медперсонала, библиотекарей и других сотрудников. В конце концов необходимые договоренности были достигнуты, в том числе и по увеличению зарплаты на 6%.
И это притом что в 2017‑2018 гг. зарплата школьного учителя в Калифорнии достигала 75 тысяч долларов в год (около 5 млн рублей, или 412000 рублей в месяц).
Конечно, все это иллюстрация иной политической культуры, когда разговор о проблеме не сводится к тому, кто прав, а кто виноват, а приводит к ее решению.
А что делать в этой ситуации нам, журналистам, пишущим об образовании? Просто-напросто не лакировать действительность. Чаяния педагогов просты – продолжать заниматься любимым делом, не думая о хлебе насущном. Пожалуй, это меньшее из того, что общество и государство обязаны им обеспечить.
и. о. главного редактора «Учительской газеты»
Комментарии