search
main
0

​”Учитель года России-2018″: Особый подход к поколению Z. Научить свободно говорить на иностранном языке может только постоянная практика

\”Новое – это хорошо забытое старое!\” – уверена Джамиля Джумаханова, учитель английского языка средней школы села Тамбовка Харабалинского района Астраханской области. Ее любимый методический прием ролевых игр для уроков иностранного языка, действительно, знакомое явление. Оказалось, тем не менее, что именно он не только отлично вписывается в современные учебные стандарты, но и способен привнести в школьную практику нечто новое.

Золотая Орда и Гарри Поттер

– Однажды я сидела в аэропорту и услышала объявление о задержке своего рейса, – рассказывает Джамиля Джумалиевна. – Часть информации я не расслышала, и пришлось расспрашивать окружающих. Тогда я подумала: а что если смоделировать подобную ситуацию на уроках? Ведь коммуникативная компетентность должна срабатывать именно в таких случаях: когда требуется реальное общение с людьми.

Формирование у школьников коммуникативной компетентности стало отличительным направлением работы Джумахановой, признанной «Учителем года Астраханской области»-2018. Педагог умеет виртуозно организовывать практику моделирования разных ситуаций общения. На ее уроках ученики примеряют на себя роли продавца и покупателя, врача и пациента, сотрудника службы такси и его пассажира… Какие беседы эти персонажи могли бы вести в реальной жизни? «Ролевая игра – это не только языковая практика, но и формирование коммуникативной культуры», – уверена Джамиля Джумаханова.

Практиковаться в том, чтобы уверенно говорить по-английски, можно не только в классе. Один из проектов Джумахановой тесно связан с историей родного края. В Харабалинском районе Астраханской области существует туристический центр Сарай-Бату – место, где можно узнать об истории и культуре золотоордынского ханства. Здесь некогда находилась древняя столица Сарай-Бату. В 2011 году эта территория была выбрана для съемок художественного фильма «Орда», здесь был сооружен крупный комплекс декораций. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись и костюмы того времени, планы археологических раскопок. После съемок комплекс был превращен в туристический объект. Экскурсоводы рассказывают о том, как в древности по этим местам проходил Великий шелковый путь, по которому караваны везли товары из Европы в Азию и обратно… «Почему бы в роли таких гидов не выступить ученикам?» – подумала педагог Джумаханова. Другие ребята могут взять на себя роли экскурсантов. А также режиссеров, актеров или операторов – создателей фильма о Золотой Орде…

Отличительная черта подобного вживания в роли – говорение только на английском. Пример детям показывает сама учительница. Ее принцип: говорить на своих уроках исключительно на английском языке – позволяет погружать ребят в атмосферу иноязычной речи.

Дети любят примерять на себя необычные роли, заметила Джамиля Джумаханова. А еще – играть в компьютерные игры. Эти два увлечения педагог совместила, реализовав идею квестов на английском языке с участием любимых детских героев. На ее уроках ребята с удовольствием преображаются в Бэтмена, Человека-паука или бортинженеров космического корабля. «Изучаю игры, которые интересны школьникам, – признается Джумаханова. – Так, отметила для себя, что большой популярностью у ребят пользуется Гарри Поттер, поэтому многие сюжеты квестов теперь разрабатываются с участием этого героя».

Результативность подобного подхода высока. В школе Джамиля Джумаханова работает шесть лет. За этот сравнительно небольшой срок уже отмечено повышение среднего балла в ее классах. Главное же, считает молодая учительница, дети стали с интересом изучать иностранный язык. Атмосфере общей увлеченности способствует то, что при неверном ответе ребенка педагог не поправляет его, не указывает немедленно на ошибку.

Письмо учителю

Педагог Джумаханова придумала оригинальный способ общения с детьми на английском языке. Для этого она использует еще одно распространенное увлечение современного поколения – социальные сети.

– Мы ведем с учениками переписку в соцсетях на английском языке, — рассказывает Джамиля Джумалиевна. – В WhatsApp у нас создана группа, где я общаюсь с детьми. Спрашиваю, например, как у них проходит вечер, обсуждаем с ребятами новинки музыки и кино. Это неформальное общение. Если в письменных ответах они допускают ошибки, я их не исправляю. Потом я анализирую эти ошибки и разрабатываю для себя план: над какой структурой необходимо будет поработать на следующем уроке в классе. Я уверена: ребенка, говорящего на иностранном языке, никогда нельзя останавливать и поправлять. Иначе он может вообще не захотеть ничего говорить!

Через общение в соцсетях Джумаханова может проверить и домашнее задание. Формирование навыков виртуального общения она тоже считает крайне важной задачей. Не секрет, что собеседники в соцсетях зачастую искажают язык, сокращают слова, пользуются сленговыми аббревиатурами. «Мы стараемся общаться не односложными словами, а целостными предложениями., – говорит Джамиля Джумалиевна. – Наша школа находится далеко от областного центра, и у нас нет, к сожалению, возможности общаться вживую с носителями языка. Но такая возможность имеется в чатах, виртуально.

Английский, как русский!

Джамиля Джумаханова ведет в своей школе уроки для учащихся со второго по восьмой класс. Приглядывалась, конечно, тем не менее, и к тестовым заданиям по ЕГЭ. Она согласна с тем распространенным мнением, что уровень сложности заданий на экзамене по английскому языку очень высок:

– Думаю, эта проблема решилась бы при условии увеличения числа часов на иностранный язык. Часов должно отводиться столько же, сколько на изучение русского языка. И второе условие: носитель языка хотя бы раз в неделю должен приходить в каждую школу. Можно назвать такие пожелания мечтами. Но это единственный способ научить языку! Подобная система существует на факультете иностранных языков в Астраханском государственном университете, который я окончила. После того как мы отрабатывали тему с русским преподавателем, приходил носитель языка, с которым мы общались в свободной форме. Например, устраивали ему экскурсии по Астрахани, проводили тематические брифинги, конференции.

Существует ли фатальная неспособность к изучению иностранных языков? Как быть с теми, кто ею обладает? Можно ли любого ребенка научить говорить на иностранном языке? На эти вопросы Джамиля Джумаханова отвечает уверенно:

– Можно научить любого! В том числе и тех, кто не очень склонен к изучению языков. Здесь главное для педагога – найти, чем интересуется конкретный ученик. Ребенок сам должен определить, понять, для чего ему учить иностранный язык. Дети ведь разные. Кто-то увлекается литературой. Значит, цель такого ученика может состоять в том, например, чтобы прочесть Шекспира в подлиннике. Тому, кто любит математику, возможно, будет интересно прочитать на английском труды математиков-лауреатов международных премий. У меня была одна ученица, которая очень любила петь. Я заметила, что эта девочка активно себя вела на уроке при изучении песенок. На этом интересе я определила цель для ребенка: на основе новых грамматических конструкций и пополнения словарного запаса девочка смогла изучать новые песни.

С какого возраста можно начинать изучать иностранный язык? На этот вопрос Джумаханова может ответить и как педагог, и как мама. Ее сынишке Тимуру шесть лет.

– Тимур меня не воспринимает как учителя, – смеется Джамиля Джумалиевна. – Я иду вслед за его интересом и потребностями. Интерес к иностранному языку у Тимура пробудился примерно с четырех лет. Я называю те слова, о которых он спрашивает, мы немного умеем по-английски считать. Недавно Тимура заинтересовали английские буквы: он ведь видит различные надписи на телеэкране или вывесках магазинов. На основе песенок изучаем алфавит, названия предметов одежды. Тимур принадлежит к так называемому поколению «Z», которое активно пользуется гаджетами. Так что порой он и сам находит ответы на свои вопросы, например, смотрит видео на английском языке.

Тем родителям, кто хотел бы последовать ее примеру, учительница рекомендует: «Пожалуйста, доверьте все-таки это профессионалам!». Ведь некоторые мамы и папы, думающие, что они в совершенстве знают иностранный язык, ненароком ставят своему ребенку неправильное произношение или неверно объясняют грамматику. «Очень не люблю, когда родители, желая «помочь» ребенку, подписывают в учебнике рядом с английскими словами русские буквы. Я прошу их: не нужно, мы ведь специально с детьми изучаем транскрипцию! – огорченно говорит Джумаханова. –Хотя есть родители, которые являются очень большими моими помощниками. На родительских собраниях я устраиваю для мам и пап ликбез, объясняю различные темы по английскому языку».

В сельской школе, где работает Джамиля Джумаханова, учится около пятисот учеников, есть классы с наполняемостью более двадцати человек. Из-за специфики места это в основном дети военных. Многие после окончания школы поступают в военные вузы, где обязательно пригодится иностранный язык. Поэтому с мотивацией к изучению языков проблем нет. Сложность в другом – из-за военной профессии многие папы и некоторые мамы учеников не могут выезжать за границу. Лишь небольшой процент учеников путешествует с мамами, если те не являются военнослужащими. У Джамили Джумахановой есть мечта – когда-нибудь отправиться вместе со своими учениками за границу на языковые курсы. Так сложилось, что сама учительница за рубеж пока не выезжала. Пожелаем ей, чтобы эта мечта исполнилась!

Фото из архива Джамили Джумахановой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте