Мы ходим на экскурсии. Так ребята не только узнают о специфике конкретной трудовой деятельности, но и учатся оценивать собственные профессиональные и карьерные возможности в соответствии с ситуацией на современном рынке труда, то есть задумываются над профессиональным и личностным самоопределением на прогностическом уровне. Несколько конкретных примеров наглядно демонстрируют механизм образовательной профориентационной экскурсии в действии.
Свое знакомство с подразделениями учебного центра Московского метрополитена мальчишки и девчонки начинали со службы сигнализации, централизации и блокировки, где ведется подготовка контролеров автоматических пропускных пунктов, поездных диспетчеров, электромехаников. Еще одной важной службой, с которой мы ознакомились, является электромеханическая служба, обеспечивающая общее функционирование всех объектов метрополитена: туннельной и местной вентиляции, тепло- и водоснабжения, канализации и водоотлива. Заглянув в кабинет по подготовке специалистов службы сбора доходов, мы погрузились в тонкости работы билетного кассира. Перемещаясь из кабинета в кабинет, ребята открывали для себя целый мир. Ребята поняли, что современное метро – это мультисложный организм, нуждающийся в специалистах широкого профиля и высокого класса. Нам удалось осмотреть легендарный состав типа «А», который совершил первую поездку по Сокольнической линии Московского метрополитена. Вагоны этого состава кардинально отличаются от современных вагонов и устройством, и дизайном. Посетив кабину машиниста современного метропоезда, мальчишки и девчонки ощутили себя в роли рулевого, отметив при этом наличие большого количества приборов, которыми машинист пользуется и по которым ежеминутно отслеживает состояние состава и едущих в нем пассажиров. Школа №1269 совместно с Московским метрополитеном запускает пилотный проект по подготовке в рамках дополнительного образования кассиров билетных 2-го разряда и работников пути 2-го разряда. Данные обучающие программы рассчитаны на обучающихся 9-10-х классов и включают теоретические и практические занятия на базе школы, в том числе в аудиториях, оснащенных тренажерами и моделирующих железнодорожные пути и билетные кассы. Ребята на протяжении учебного года получат профессиональные знания, навыки и практические умения по востребованным профессиям. Итоговым документом курсов станет свидетельство о получении профессии, на основании которого возможно предоставление выпускникам целевого направления на обучение в Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II. А еще нам представилась уникальная возможность посетить самое крупное газовое хозяйство России – «Мосгаз», а именно газорегуляторный пункт «Головинская ГС», учебно-тренировочный полигон, центральное диспетчерское управление и лучшее в России защитное сооружение, расположенное в головном офисе компании. Посетили мы и 154-й отдельный комендантский Преображенский полк – уникальное воинское подразделение московского гарнизона. Ярким и запоминающимся этапом экскурсии стало показательное выступление военнослужащих. Рота почетного караула продемонстрировала перед трибуной, на которой разместились ребята, ритуал встречи глав иностранных правительственных и военных делегаций. Мы ознакомились с жизнью и особенностями профессиональной деятельности военнослужащих. Организация выездных экскурсий – значимая часть профориентационной работы. Старшеклассники в преддверии профессионального выбора открывают для себя секреты функционирования крупных предприятий и корпораций, погружаются в специфику профессиональной деятельности специалистов различных подразделений, ощущают меру и степень профессиональной ответственности сотрудников, получают представление о востребованности на современном рынке труда конкретных профессий, то есть выходят на ценностно-смысловой уровень полноценного профессионального самоопределения.Татьяна ГЛЕЗЕР, методист школы с углубленным изучением немецкого языка №1269
Комментарии