В 2012 году, благополучно окончив университет, я решила устроиться на работу по специальности учителем-логопедом. И первая трудность, с которой я столкнулась, – это были не проблемы в проведении занятий с детьми и не взаимоотношения с родителями и коллегами, а… само трудоустройство!
Вакансий много, но практически везде требуется опыт работы 3, 6, а где-то и 15 лет!!! Получая отказы от работодателей, начинаешь сомневаться в возможности устроиться по специальности. Услышав положительный ответ на очередном собеседовании, я вдруг сама усомнилась: «Но у меня ведь нет опыта работы». На что получила ответ: «Все мы когда-то начинаем…» Так 1 сентября 2012 года я вступила в ряды педагогов школы и начала работать учителем-логопедом.Коллектив школы встретил меня неоднозначно: кто-то не верил, что я задержусь надолго, ведь несколько лет подряд логопеды сменяли друг друга с высокой периодичностью; другие надеялись, что все-таки останусь хотя бы на несколько лет.Пытаясь разобраться во всех сложностях своей профессии и правовом ее урегулировании, выяснила, что отсутствуют нормативные документы, четко регулирующие деятельность учителя-логопеда в школе, что определяло и неоднозначность предъявляемых требований. Было достаточно сложно определить, чем лучше руководствоваться, строя свою деятельность, перейти от теории к практике и постараться правильно организовать свою работу. Необходимо составить график работы, расписание занятий, заполнить огромное количество документации, часто дублирующей друг друга, тяжело было подстроиться под распорядок и режим работы школы, большое количество кружков и прочих дополнительных занятий. Ночи уходили на написание рабочих программ, конспектов, подготовку дидактического материала для занятий, чтение специальной литературы.Проблемой было и непонимание учителей и родителей, чем конкретно занимается учитель-логопед в школе. Многие родители считали, что только коррекцией звукопроизношения, поэтому одни не понимали, почему их ребенку рекомендуют занятия, а другие, почему с их детьми не занимаются. Некоторые учителя также ошибочно считали, что логопедические занятия требуются всем неуспевающим детям, имеющим хоть какие-то ошибки на письме. Это все омрачало мои первые рабочие дни, но в то же время заставляло думать, активно действовать и находить выход из сложившейся ситуации.Оглядываясь назад, задаю себе вопросы: «Чего же я достигла за эти два года? Как смогла преодолеть трудности и исправить ошибки?» Правильно организовать свою деятельность, распределить рабочее время, разобраться в специфике работы помогли семинары и мастер-классы для учителей-логопедов 1-3-го года работы, проводимые окружным методическим центром. За эти два года я прочитала, переработала и создала огромное количество материала для занятий по разным направлениям, темам, специфике нарушений, которые активно использую в своей работе. Это намного упрощает и облегчает работу, помогает быстрее подготовиться к занятиям, найти необходимые пособия. Разобраться в нормативно-правовой базе педагога и учителя-логопеда помогли семинары, курсы и консультации, организованные профсоюзом. Благодаря этому сейчас достаточно хорошо ориентируюсь в нормативных документах, могу объяснить и доказать, что работа организована законно, верно, отстоять свои права на достойные условия труда. Я провожу консультативную и разъяснительную работу среди педагогов и родителей, сформировала четкие единые требования к детям и родителям, требования к посещению занятий, что позволяет избежать конфликтов и спорных ситуаций, помогает с первого дня урегулировать отношения.Несмотря на все трудности, понимаю, что работа педагога – любая работа с детьми – достаточно интересна. Она доставляет удовольствие, особенно когда видишь желание детей работать, узнать что-то новое, помочь себе и помогать другим. Когда видишь результат проведенных занятий, радость детей и благодарность родителей, все отрицательное забывается, а на трудности смотришь как на очередную возможность преодолеть и добиться еще одной победы.Юлия ПРОТАСОВА, учитель-логопед школы №1164
Комментарии