«Работать – это значит решиться думать иначе, чем думал прежде», – говорил Мишель Поль Фуко. На нашем учебном заведении установлена памятная доска, что эта школа – «образец учебного заведения для будущих поколений». Такая формулировка сразу заставляет задуматься: кто они, эти будущие поколения, чем отличаются от нас, нынешних? Учителя, выросшие и сформировавшиеся в прошлом, должны обучать, воспитывать и направлять тех, кому творить будущее. Сможем ли мы соответствовать?
В моем роде деятельности приходится находить компромисс между интеллектуальными запросами ребенка и необходимостью выполнять простую физическую работу. В редких случаях она привлекает детей. Однако мое глубокое убеждение, что дети разного возраста нуждаются в физическом труде, особенно мальчики. Они воины по природе своей, так что им полезнее вспахивать культиватором цветник, чем сражаться с ветряными мельницами. Человеческое тело совершенно и приспособлено для физических нагрузок, оберегая от них детей, мы не научим их приспосабливаться и выживать. Преодолел неудобства, грязь, холод, лень – возникают уверенность в своих силах и уважение к самому себе. Пока копал или поливал, было время сосредоточиться на обстоятельствах и собственных поступках. Увидел, как преобразились в результате твоих усилий участок земли, дерево, цветок, – это принесло моральное удовлетворение и заставило подумать о сути всего происходящего.Другая беда. Слишком часто я вижу на лицах юных снобов презрение и скуку. Физический труд помогает и это преодолеть, потому что здоровая усталость рождает здоровый отдых. Отдохнувший человек готов раскрыть свой творческий потенциал. А любое проявление творческого начала дает внутреннюю свободу и непосредственность, снимает закомплексованность. Петь, танцевать, рисовать, спорт – это не все. Обмен энергией со всем живым и настоящим – вот что дает полноценное ощущение радости жизни. Надо сказать, у ребят такой подход не вызывает отторжения, наоборот – всегда встречаешь ответный энтузиазм. Так просто формируются экологическое сознание и экологическое поведение. В школьной оранжерее возможностей еще больше. Там есть за чем наблюдать, что созидать. А главное – есть возможность обрести уверенность в своих силах, гармонию с собой и окружающим миром.Елена КОЩЕЕВА, педагог дополнительного образования школы №1392 имени Д.В.Рябинкина
Комментарии