В начале пути по формированию системы оценки качества образования Московский институт открытого образования определил своей главной задачей научить учителей готовить выпускника думающего, умеющего решать сложные жизненные задачи, патриота своей страны.
Единый государственный экзамен как одна из массовых оценочных процедур претерпевала ежегодные изменения как в порядке проведения, так в совершенствовании инструментария оценивания и критериев оценки. В этой связи встал вопрос подготовки экспертов, умеющих понимать требования к экзаменационным работам и применять критерии их оценивания.Были пересмотрены все программы, расширена практическая часть по оцениванию экзаменационных работ, обсуждались единые подходы к оцениванию, введены психологические тренинги для экспертов, планируемых к участию в апелляции.В 2016 году на селекторе в Департаменте образования города Москвы МИОО была презентована новая интернет-система «Эксперт ГИА», созданная для проведения квалификационных испытаний экспертов ГИА-11. В текущем году система была обновлена и доработана для проведения квалификационных испытаний экспертов ГИА-9, которые МИОО проводил впервые. В 2017 году квалификационные испытания в интернет-системе прошло 5815 человек. Итоги испытаний экспертов предметных комиссий ГИА утверждаются на заседаниях квалификационных комиссий.В состав квалификационных комиссий по присвоению статусов экспертам входят представители управления государственного надзора и контроля Департамента образования, проректоры МИОО, представители рейтинговых образовательных организаций, представители конфликтных комиссий ГИА.Результаты работы предметной комиссии оцениваются по количеству работ, которые выходят на проверку третьим экспертом (значит два эксперта разошлись значительно в оценивании), и количеству работ удовлетворенных конфликтной комиссией. Пока еще есть резервы для совершенствования по этим позициям у комиссий по литературе, биологии, обществознанию.Эксперты, которые в течение двух-трех лет показывают стабильные отрицательные результаты в оценивании, не включаются в комиссию. По результатам последних лет такие решения были приняты по экспертам по литературе, иностранным языкам, русскому языку, биологии.Полученный опыт проверки и апеллирования учитель-эксперт приносит в свою образовательную организацию. Поэтому его роль особенная. Зачастую именно он становится инициатором изменений в формировании образовательной политики школы, в вопросах взаимоотношений с родителями, выпускниками.Программы подготовки экспертов предметных комиссий ГИА-9 и ГИА-11 ежегодно пользуются огромным спросом у педагогов. Следует отметить, что вопросом подготовки экспертов МИОО занимается с момента введения ЕГЭ (более 10 лет). За это время накоплен колоссальный опыт, связанный со спецификой деятельности экспертов, разработаны требования к подготовке, ежегодно происходит обновление обучающих материалов на основе анализа результатов прошлого года, новых нормативных правовых документов и рекомендаций федерального и регионального уровня.Этот опыт позволяет институту проводить ежегодные масштабные акции «ЕГЭ: из года в год!», в марте 2017 года прошедшие уже в седьмой раз. За время проведения акцию посетили более 12 тысяч человек.В рамках акции председатели предметных комиссий ГИА-11, представители конфликтной комиссии ГИА-11, опытные эксперты проводят для выпускников, учителей и родителей серию предметных и тематических консультаций. В рамках общегородских мероприятий проводятся круглые столы и мастер-классы для учителей, стремящихся войти в состав предметной комиссии ГИА и быть приглашенным на проверку работ выпускников в текущем году. Учителя знакомятся с требованиями, предъявляемыми к эксперту предметной комиссии: прохождение бюджетных курсов МИОО, опыт работы не менее 3 лет, успешно пройти квалификационные испытания на присвоение статуса основного, старшего или ведущего эксперта. Все это привлекает учителей, создает точки их профессионального роста.Галина ДАНИЛОВА,директор Центра подготовки педагогов по образовательным областям МИОО
Комментарии