Мы живем в такое время, что никакие новшества и перемены нас давно не пугают. Мы получаем информацию, адаптируемся и идем дальше. Это касается многих сфер деятельности: медицина, образование, правоохранительные органы. Вот и обращение «полицейский» не удивляет нас уже так сильно, как некоторое время назад.
А что же происходит в сфере образования, которое все так хотят изменить в лучшую сторону? Пожалуй, в этой области одна из наиболее обсуждаемых тем на сегодняшний день – новая система оплаты труда педагогов (НСОТ). Что же это такое – НСОТ? Точного ответа не знает пока никто. Но давайте попытаемся разобраться, изъясняясь доступным для всех языком. Для этого вступаю в диалог сама с собой: – Кто устанавливает НСОТ? – Получается, мы сами и устанавливаем. Кому, сколько и за что платить, решает школа. На первый взгляд звучит оптимистично. – Нужна ли мне НСОТ? – Да, если результаты моей работы будут справедливо оценены и это отразится на моей заработной плате (ключевое слово здесь – «справедливо»). То есть моя заработная плата – отражение моей работы. – Для чего нужна НСОТ? – Чтобы повысить качество образования. Согласитесь, звучит слишком громко. – Как с помощью НСОТ повысить качество образования? – Мотивировать и стимулировать педагогов работать лучше, эффективнее, осуществляя при этом более жесткий контроль их деятельности. То есть деньги взамен на обязательства. – Что это значит? – Если я буду просто вести уроки, получу за свою работу какие-то деньги (здесь ключевые слова – «просто» и «какие-то»), это и будет базовой частью моей заработной платы. Если я буду эффективно вести уроки и будет виден результат, а при условии «эффективно» он будет виден в срезах и динамике, моя зарплата будет больше. Для педагогов, серьезно подходящих к своей работе, звучит обнадеживающе. – Как НСОТ влияет на проверку тетрадей? – Отдельный вопрос – проверка тетрадей. Ведь зачастую эта работа остается на совести преподавателей (безусловно, не всех). Можно приводить множество аргументов на этот счет, но нельзя не согласиться, что тетрадь – отражение усвоенных учеником знаний. Другими словами – то, чему мы его научили. Проверяешь тетради на совесть, с пользой для себя и для ученика – получи вознаграждение за свой труд. Это называется компенсационной выплатой. Аналогичная ситуация складывается с выездами классных руководителей на экскурсии, оплата которых также относится к компенсационным выплатам. Сюда же мы можем отнести все, что связано с неаудиторной занятостью педагогов. – А что же такое стимулирующие выплаты? – На мой взгляд, это самая привлекательная часть НСОТ. Я всегда старалась принимать участие в различных конкурсах и привлекала к ним учеников. Безусловно, приятно занять призовое место и добавить очередной диплом в свое портфолио. На этом, пожалуй, все. По НСОТ за каждый такой диплом полагается выплата. По-моему, справедливо: участвуй, побеждай – и дополнительное вознаграждение тебе гарантировано. Ситуация, приносящая пользу всем. Разумеется, стимулирующие выплаты касаются не только участия в конкурсах, но и любой деятельности педагога, приносящей реальный, видимый результат. Не надо думать, что с введением НСОТ все наши проблемы будут решены. Наряду с успехами и достижениями будут обиды и разочарования. Но одно очевидно: с чего-то начинать нужно. Ведь если ничего не предпринимать, то уж точно улучшений в системе образования нам не видать. Один мудрый человек сказал: «Образовательная система не может быть лучше, чем учителя, работающие в ней». Ну а как улучшать эту систему, каждый из нас решает для себя сам. Наталия ЛЕВЧАК, учитель английского языка школы №1995
Комментарии