Цели и задачи:1. Обобщить и систематизировать представления детей о свете.2. Развивать исследовательские способности и продуктивное мышление детей.3. Развивать сохранные анализаторы.4. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять, задавать вопросы.
Предварительная работа:1. Беседа на тему «Что такое солнечный свет?».2. Чтение рассказа «Можно ли поймать солнечного зайчика?» («Большая энциклопедия для дошкольников», стр. 212).3. Домашнее задание: поиск информации и иллюстраций по теме «Свет».4. Наблюдение за ходом экспериментов «Как поживаешь, лучок?» и «Лабиринт для картофеля».Исследовательская деятельность:- выявление искусственного источника света – электрического;- выявление свойств света: отражение и образование теней.Опыты и эксперименты:«Как сделать радугу?» (см. книгу «Занимательные опыты», стр. 58).Материалы:- папки исследователей;- листки бумаги 6х6, простые карандаши, фломастеры;- предметные картинки и иллюстрации;- Большая энциклопедия для дошкольников. ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г., стр. 13;- зеркальце, блюдечко с водой, белый альбомный лист;- свеча, керосиновая лампа, лучина;- академический головной убор;- мантия;- «ловушки» для света (обработанные кусочки зеркала).Ход занятияДети произвольно садятся за столы, расставленные полукругом.Воспитатель: Дорогие дети, продолжаем заниматься исследовательской работой. Возьмите папки исследователей и карандаши. Вы спросите, а что же мы сегодня будем исследовать? Я предлагаю вам зажмуриться. Что-нибудь видите? Так чего же вы лишились? Конечно, света. Свет мы видим с помощью наших удивительных голубых, зеленых, карих, серых глаз. Берегите свои глаза!Какой свет самый главный? Да, ребята, солнечный свет. Без него было бы темно и холодно, и ничто живое не смогло бы существовать. Чем является свет для растений? Я предлагаю вам вспомнить нашу беседу о солнечном свете, о наших наблюдениях за ходом опытов в уголке природы с луком и картофелем. Сосредоточиться, и все, что вы вспомните, зарисовать в виде символов на маленьких листочках. (Дети работают.) В какой раздел папки вложим эти символы? Правильно, Саша, в раздел «Подумай сам».Ребята, а как мы можем больше узнать о солнечном свете? Обратимся к специалисту. Сегодня в этом качестве буду выступать я. Солнечный свет выглядит бесцветным или белым. Но как специалист, открою вам секрет: его можно разделить на семь разных цветов. А что в природе бывает одновременно семи цветов? Правильно, мои юные исследователи, это радуга. Она рождается на солнце после дождя. Сейчас же осень, и дожди идут только в пасмурную погоду, а радуги без солнца не бывает. Поскольку сегодня нет дождя, но светит солнце, мы сможем сами создать радугу. Для этого нам пригодятся несколько предметов – зеркальце, блюдце с водой и белый альбомный лист. (Опыт «Как сделать радугу?».)Ребята, а слышал ли кто-нибудь из вас такое выражение – «Мчится со скоростью света»? Почему так говорят? (Дети отвечают.) Действительно, солнечный свет двигается очень быстро – нет ничего быстрее скорости света. Итак, Филипп, что нового вы узнали от специалиста? (Ответ.) Зарисуйте эту информацию на листочках, чтобы не забыть, и вложите в соответствующий раздел папки. (Дети работают.)А сейчас следующий этап работы – «Посмотри в книге». Наташа, открой, пожалуйста, книгу там, где закладка. Ребята, что вы видите? Попытайтесь по этим картинкам определить, о чем здесь написано? (Дети предполагают.) А теперь я прочитаю, что написано под картинкой, а вы сравните свои мысли с услышанным. Все верно, солнечный свет отскакивает от блестящих поверхностей и образует отражение. А еще солнечный свет образует тени от всех предметов, и от нас с вами тоже. Зарисуйте то, что вы сейчас узнали, и вложите в папку. (Дети работают.)Давайте немного отдохнем.Физкультминутка:Тени движутся за светом,Повторяя все движенья:То присядут за буфетом,То съедят варенье,То забьются в щель паркета,То взлетят на небеса,То танцуют на балете,То бегут в леса…Вот пошла у нас потеха -Тени – света дискотека!Молодцы, работаем дальше. Ребята, я просила Антона и его родителей отыскать в Интернете интересную информацию о свете. Вот что они нашли: «Ночью тоже есть свет – лунный и свет от звезд. Сама по себе Луна не светится, она просто отражает солнечный свет». Куда вы вложите эту информацию? Конечно, в раздел «Посмотри в Интернете». Спасибо, Антон.А мы весь день пользуемся солнечным светом? Солнце село за горизонт, наступает ночь, и что же тогда? (Дети отвечают.) Верно, ребята, существуют и другие источники света. Дома у всех по вечерам горит электрический свет. Это искусственный свет, потому что его придумал человек. Это событие произошло не так уж и давно. Были времена, когда наши предки для освещения своего жилья пользовались лучиной, потом керосиновой лампой. А затем появилась свеча (воспитатель по очереди демонстрирует называемые предметы). Свеча сохранилась и до наших дней. Давайте понаблюдаем за ее огоньком. Гимнастика для глаз с помощью свечи.А теперь, кто что запомнил, зарисуйте в виде символов и вложите рисунки в пустой раздел «Опыты». (Дети работают.)Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Сейчас по очереди выкладывайте свои символы на стол рядом с собой, разложите их ровно и составьте доклад по теме «Свет». Затем выберите докладчика, который расскажет все то, что он зарисовал. А стальные будут дополнять его доклад или задавать вопросы, для этого вы должны внимательно слушать товарища. (Дети работают.)Примерный доклад: «Свет мы видим с помощью глаз. Самый главный свет – солнечный. Без него было бы темно и холодно, и ничто живое не смогло бы существовать.Для растений свет – это пища. Например, опыт с луком: у луковицы, оставшейся без света, перышки выросли хиленькие и желтенькие…Свет может проходить через прозрачные материалы (например, к нам в группу через стекло), через полупрозрачные материалы (например, через шторы), а через плотные материалы свет не может проходить (например, через дверь).Солнечный свет бесцветный или белый. Но его можно разложить на 7 разных цветов радуги, как в опыте.Солнечный свет двигается очень быстро. Нет ничего быстрее скорости света.Солнечный свет, отталкиваясь от гладких блестящих поверхностей, образует отражение. А еще он может образовать тень.Ночью тоже есть свет – лунный свет и свет от звезд. Сама по себе Луна не светится, она просто отражает солнечный свет.Люди создали искусственный свет, назвали его электрическим и используют его для освещения помещений и улиц в вечернее и ночное время. А наши предки для освещения жилищ применяли лучины, керосиновые лампы, свечи».Воспитатель: Итак, юные исследователи, что вы можете дополнить или спросить у нашего докладчика? (Дети задают вопросы по докладу.)Спасибо, ребята, за вашу плодотворную работу. Теперь вы знаете о свете намного больше, чем раньше. А чтобы занятие сохранилось у вас в памяти, подарю каждому из вас «ловушку» для света, в которую вы сможете поймать любой свет: солнечный, электрический или свет от огня. (Раздать детям обработанные кусочки зеркала.) Удачи вам, ребята, в следующих исследованиях!Юлия ПЕНЬКОВА, воспитатель детского сада компенсирующего вида №28 «Хрусталик»Волжск, Республика Марий Эл
Комментарии