Мы живем в современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире, в котором проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Научно-технический прогресс принес много положительного в жизнь людей: разум человека открыл новые виды энергии, улучшились условия труда, увеличилась его производительность в тяжелых и трудоемких отраслях добывающей промышленности, повысилась продуктивность сельского хозяйства, появились новые материалы, медицинские препараты, уменьшилась детская смертность и выросла продолжительность жизни и многое другое.
Однако биосфера не успевает ассимилировать выбросы различных отраслей производств и продуктов жизнедеятельности человека. Ежедневно происходят экологические катаклизмы, различные по своим масштабам: пожары, разливы нефти в океаны и моря, потепление климата, связанное с добавочным парниковым эффектом, вырубка лесов – легких нашей планеты, уменьшение плодородия почв вследствие вытаптывания, засорения химикатами и нефтепродуктами – все это приводит к сокращению многообразия видов животных и растений.Одна из причин возникновения экологических проблем заключается в особенностях мировоззрения людей, в их отношении к окружающей среде. В настоящее время экологизация воспитательной работы в школе стала одним из главных направлений развития системы московского образования. Необходимо формировать экологическое сознание подрастающего поколения, воспитывать детей в духе любви и уважения к природе.На уроках естественно-научного цикла большое внимание уделяется экологическому воспитанию учеников. Экологизация предметов представлена в нескольких направлениях:1. Урок как традиционная форма обучения, которая включает написание и защиту мини-проектов, презентации, сообщения, кроссворды, рефераты.2. Дополнительное образование. Так, участники кружка «Юный биолог» совершают экскурсии на Москву-реку, в парки, где подкармливают птиц, белок; определяют животных по их следам и птиц по голосам; развешивают скворечники и кормушки.Обучающиеся нашей школы ежегодно участвуют в подсчете водоплавающих птиц зимой, каждый год в апреле мы проводим праздник «Зеленый день календаря», на котором измеряем шумовое загрязнение; на пришкольном участке и в парке «Фили» определяем первоцветы и другие цветковые, появляющиеся в это время года. Большой популярностью у учеников пользуется конкурс по спортивному ориентированию.3. Москва – город широких возможностей. Совместно с социальными партнерами мы принимаем участие в городских мероприятиях, проводимых Московским детским эколого-биологическим центром: «Зеленая олимпиада», «День Земли».Дети самостоятельно работают и создают научно-исследовательские проекты на платформе GlobalLab («Развитие личинки долгоносика», «Стимуляторы роста», «Судьба палых листьев», «Оценка экологического состояния почв района Филевский парк, «Применение растительного сырья для суперконденсаторов»), с которыми участвуют в межрегиональных и городских конкурсах: «Древо жизни», городской конкурс исследовательских проектов, Международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения».4. Пропаганда экологических знаний: участие в конкурсе плакатов («Осторожно: первоцветы!» МДБЦ), в конкурсе экологических флешмобов, участие в конкурсе «Вторичному сырью – вторая жизнь!».Хочется отметить большую вовлеченность родителей в экологическое воспитание детей – они не остаются в стороне, а вместе с детьми посещают экскурсии, конкурсы и олимпиады, принимают участие в проектно-исследовательской деятельности.Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. На мой взгляд, задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать развитию экологической этики учеников, ответственности в их отношениях с природой, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, а также осознанию значимости своей практической помощи природе.Нина ШЕПТЫКИНА, учитель химии и биологии школы №72
Комментарии