Первые осознанные детские воспоминания связаны у меня с играми с соседскими детьми и младшей сестрой, где я была главным организатором всех уличных мероприятий. Знакомые взрослые часто просили приглядеть за своими малышами, шутливо называя меня воспитательницей. Поэтому после окончания школы вопрос о выборе профессии имел единственный ответ: «Хочу работать с детьми!» Тогда мне казалось, что я уже все умею и все про это знаю…
Как же мне повезло, что на моем пути в профессию оказались мудрые наставники, убедившие меня в том, что одной любви к детям недостаточно, что настоящий педагог должен опережать время, чтобы вести за собой подрастающую смену, а для этого он должен быть целеустремленным, честным, творческим, инициативным… Странным в тот момент казалось то, что одно слово «педагог» вмещает в себя столько человеческих качеств и философских понятий.Это потом, уже работая с детьми, я убедилась, что общение с каждым ребенком каждый день и каждую минуту заставляет расширять список определений, входящих в понятие «педагог». Современные толковые словари трактуют его так: лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада), и ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.Радует то, что воспитатель детского сада стал полноправным участником общей системы образования, но самое главное – мне есть к чему стремиться, ведь ученым в этой области я пока еще не стала.Принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет широкие возможности развития современного воспитателя, но и заставляет задуматься о том, что из предыдущего педагогического опыта можно взять с собой в новые отношения с детьми, с их родителями и коллегами, а что в этих отношениях должно измениться. В чем заключена моя миссия педагога в новой системе ценностей дошкольного образования?Возможно, я долго бы искала ответы, но на глаза мне попалась притча о карандаше, где карандашный умелец, прежде чем положить карандаш в коробку, напутствовал его такими словами: «Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если тебя будет держать в своей руке настоящий мастер».И я поняла, что освоила ремесло воспитателя, но пока еще не стала ученым – мудрым карандашным мастером.Если представить, что все мои воспитанники – разноцветные карандаши, то новый стандарт дошкольного детства – это новые правила игры, в которой каждый карандаш должен нарисовать свою радостную картину восприятия бытия.Карандашей много, все они такие разные… Сколько цветов и оттенков! Но по новым стандартам я не вправе рисовать всеми карандашами одновременно и в одном направлении, чтобы полотно не получилось серым и скучным.Стержни, а вернее грифели, спрятаны у карандашей глубоко внутри и различаются прочностью, мягкостью и красотой следа, который они оставляют на чистом листе бумаги. Жизнь снимает с них стружку, пытаясь научить рисовать, а лезвием бывает тот, кто рядом: умелый точит терпеливо, замечая красоту даже в завитке ненужной стружки, неумелый вполне способен сломать карандаш. И рисунка не выйдет, если тот, кто водит карандашом, ни желания к рисованию не имеет, ни терпения.Я стремлюсь быть мастером, который научит малышей-карандашей рисовать картины мира, учитывая при этом великое разнообразие цветов и оттенков, будет внимательно следить за тем, чтобы ни один карандаш не сломался, а если это произойдет, вовремя его починит, научит каждый карандаш оставлять на чистом листе целенаправленные четкие линии своей судьбы.Я хочу стать настоящим мастером, чтобы на моей картине каждая цветная линия нашла свое направление и место, а если кому-то его не хватит, я уберу багетную рамку, чтобы расширить границы своего полотна до вселенских масштабов.И пусть моя мечта кому-то покажется несбыточной, но я хочу, чтобы за мои карандашные шедевры боролись лучшие музеи мира и чтобы ими восхищались потомки!Людмила БАРАБОШКИНА, воспитатель прогимназии №14 «Журавушка»Бугульма, Республика Татарстан
Комментарии