search
main
0

​Стандартизируя учителя

Принимал недавно участие в круглом столе, на котором обсуждали новый «Профессиональный стандарт педагога». Слова мне не досталось, но что сказать было.

В каждой строчке проекта стандарта читаем: «учитель должен», «учитель должен», «учитель должен». Читая это, хочется увидеть вторую часть, где формулировки будут начинаться с: «учителю должны». Потому хотя бы, что «долженствования» есть весьма странные. Например, в проекте стандарта для учителя русского языка читаем: «должен вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками», «должен давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики». Как предполагается это делать? И за это тоже нужно будет отчитываться?..На Всемирном образовательном форуме в Катаре учительница из Финляндии, страны, чья система образования занимает сейчас первое место в мире и где на должность учителя сложно попасть, не обладая степенью, равной нашему кандидату наук, назвала педагога экспертом, автономным и независимым внутри классной комнаты. К нашему учителю появляется много новых требований. Внедрение ФГОС, электронные образовательные ресурсы, что уж говорить о пресловутом ЕГЭ. Появляется ли столько же новых учителей?.. Наиболее интересные из моих школьных наставников из школы за последние несколько лет ушли… Почему? Говорят как раз, что по сравнению с воздухом 90-х, когда можно было пробовать и искать, теперь все больше нужно соответствовать – и ученикам, и учителям…Пора бы и вправду нам уже честно признаться: чего мы хотим как результат школьного образования? Личность или качественного потребителя? (Я слышал такую версию от весьма уважаемого образовательного чиновника.) Традиционалиста или неформала? Космополита или патриота?.. Ведь чего хотим от ученика, такой ему необходим и учитель. Конечно, и соответствуя норме, можно найти силы быть и «сверх нормы», и «вне нормы», но сколько же их, этих сил…Остается надеяться, что, когда с внедрением новых стандартов осенью 2014 года из школы произойдет «исход» еще одной партии «нестандартных», разработчики этих документов придут им на смену и войдут в класс – ведь они-то точно знают, что надо делать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте