Изменения, происходящие в сфере образования с введением ФГОС, предполагают обязательное участие школьников в проектно-исследовательской деятельности.
В лицее №36 РЖД Иркутска работа над исследовательскими проектами ведется в рамках программы работы с одаренными детьми «Магистрали развития». Одним из направлений программы является сотрудничество с Малой академией наук «Интеллект будущего». С 2008 года учащиеся лицея участвуют в заочных турах, в очных конференциях, получают неоценимый опыт общения с талантливыми сверстниками, с учеными, членами компетентного жюри, расширяют кругозор, приобретают навыки работы в команде, напитываются положительными эмоциями, которые мотивируют их на дальнейшие занятия исследовательской деятельностью.Успешное выступление учащихся начальной школы на XIII фестивале-конференции «Юный исследователь» в Обнинске в январе этого года еще раз доказало, что одним из определяющих факторов высокой результативности исследовательской работы является эффективное взаимодействие учеников, родителей и педагогов.Учителя лицея начинают работать над развитием исследовательских навыков учащихся уже с первого класса. Курс «Учусь создавать проект» помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.В силу своих возрастных особенностей ученики начальной школы часто испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах, поэтому задача педагога – увлечь не только детей, но и их родителей занятиями проектной деятельностью. Помощь родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к выполняемому проекту, в развитии у него стремления к достижению результата, в поддержке уверенности в успехе совместной работы. Именно родители оказывают помощь в выборе темы исследования и обосновании этого выбора, в поиске нужных источников информации, в фото- и видеосъемке, в сопровождении детей в библиотеку, архивы, музеи. Родители помогают ребенку в распределении нагрузки, организации питания и отдыха. Неоценим вклад родителей в изготовлении макетов, чертежей, оформлении презентации, снятии волнения перед выступлением, при оценке результатов работы.Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями осуществляется в проведении специальных родительских собраний, приглашении родителей для участия в заседании лицейского научного общества, организации круглых столов, интеллектуальных игр, приглашении родителей в жюри конференций.Итог сотрудничества – ежегодная лицейская конференция «Наука и творчество», в которой принимают участие более 300 лицеистов.Совместная работа педагога, ребенка и родителей является важным инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой образовательный маршрут, развивает его творческие и интеллектуальные способности, формирует разнообразные ключевые компетенции, необходимые в его будущей жизни. Кроме того, проектная деятельность взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, учит их работать коллективно и планомерно.Елена ПАНТЕЛЕЕВА, Наталия БРАНДЕНБУРГ, Маргарита КАЛАШНИКОВА, ЧОУ «Лицей №36 ОАО «РЖД»
Комментарии