«Дурачина ты, простофиля!» – выговаривала старуха своему спутнику жизни за неумение того взять выкуп с беспечно попавшей в невод заложницы бедного рыбака. Намекал же Пушкин: хорошо попросишь, получишь все, что пожелаешь! Или это было сказано проректором по развитию Педагогической академии последипломного образования Павлом Рабиновичем, когда он раскрыл участникам VII слета участников областного конкурса «Педагог года Подмосковья» секрет, как создать в своем образовательном учреждении собственную техносферу? Впрочем, его выступление тоже было похоже на сказку, в которой информационно-коммуникативные технологии служат школе гораздо ловчее золотой рыбки.
Основное противоречие сегодняшнего образования, по мнению проректора ПАПО, в том, что школы живут пока еще в XIX веке, учителя – в XX, а их ученики – уже в XXI. Рабинович уверяет, отсутствие 3D-кинотеатра и проекционной техники в учебном заведении показывает, что педагоги этого образовательного учреждения попросту не хотят жить по-новому, скрывая свою апатию за разнообразнейшими отговорками. Мол, у школ и денег нет, и учителя не умеют работать со всем этим невероятным, а потому столь пугающим современнейшим оборудованием, и вообще почему педагоги должны это осваивать? Лучше бы им зарплату повысили…Это неправильные вопросы, утверждает Павел Давидович. Полезнее те, что сформулированы верно. Например, так: «Кто научит?», «Что получим?», «Как обслуживать?», «Где взять деньги?», «Что купить?», «Как использовать?», «Что делать с тем, что уже есть?» Когда в задаче акценты расставлены грамотно, то решить ее легче, все обстоятельства начинают складываться благоприятно для этого. В результате может получиться такая фантастическая школа, как 29-я, – молодое образовательное учреждение Подольска, где более ста компьютеров, включая мобильные классы, объединены в единую вычислительную сеть. Здесь школьники в студии виртуальной реальности снимают собственные фильмы об этаком подольском Хогвардтсе. Смотрят в мощнейший телескоп на звезды в своей автоматизированной обсерватории. И изучают анатомию человека, наблюдая за всеми процессами организма в трехмерном изображении благодаря школьному 3D-кинотеатру. На лабораторных по физике в 29-й в ход идут ноутбуки, аналоговые датчики и АЦП. При этом ноутбук становится не только средством хранения, обработки и передачи данных, но и превращается в универсальный цифровой прибор, заменяя традиционные секундомеры, вольтметры, термометры. Программное обеспечение позволяет в реальном времени наблюдать динамику физических процессов, получать и обрабатывать большие объемы информации.С сентября 2009-го в школе, которая существовала к тому моменту уже аж девять лет, начался инновационный эксперимент – «электронный портфель». Таким образом, 29-я по ряду предметов отказалась от традиционной бумажно-книжной технологии обучения. Педагоги участвуют в разработке медиаучебников и мультимедийных курсов на базе компьютерных презентаций для работы в безбумажной технологии, ведут активную научно-исследовательскую деятельность.Вот в этом-то удивительном месте состоялось открытие слета и прошли несколько открытых уроков лауреатов конкурса «Педагог года Подмосковья» разных лет. Наталья Архарова сочиняла с семиклассниками японские хокку, Марина Колосова на своем уроке физики обсуждала с десятиклассниками оружие Великой Победы, Оксана Шкардун с участниками слета за сорок минут совершила путешествие вокруг света, Ольга Садовникова вместе с четвероклассниками пыталась понять, что же все-таки такое солнце? А Светлана Кузнецова готовила для выпускников витаминный коктейль, с помощью которого осилить задания ЕГЭ будет не в пример легче. И здоровью усиленная учеба по методике Светланы Валентиновны не только не повредит, а напротив, ее подход к проблеме самочувствие впечатлительных экзаменующихся только укрепит.В начале XX века ученые назвали открытое чудо-вещество, которое предотвращало многие болезни, витамином В. Определили, что витамин разный. Фактор, предотвращающий болезнь бери-бери, получил название В1. Вещество, которое боролось с пеллагрой, стало называться витамином В3. Индекс «3» ему дали потому, что к тому времени, когда удалось его выделить, уже существовал витамин В2.Витамины В объединены в одну группу не напрасно. Все эти вещества участвуют в работе центральной нервной системы, в передаче нервных импульсов в мозг и в работе самого мозга. В первую очередь их нехватка сказывается на состоянии нервной системы и на психическом здоровье. Однако у каждого витамина В есть свои «индивидуальные» особенности и свое личное «рабочее место» в организме человека.Витамин В1 (тиамин) называют витамином «бодрости духа», так как он влияет на нервную систему и умственные способности. Поэтому при нехватке витамина В1 нервы «натягиваются до предела» (тиамин обеспечивает их защиту) и резко ухудшается память, путаются мысли (тиамин участвует в снабжении мозга глюкозой).Витамин В2 (рибофлафин) – это «двигатель жизни». Он участвует в работе каждой клетки организма, утилизируя энергию и направляя ее «в нужное русло», например на синтез белков. Без этого витамина усилия на тренировке не превращаются в энергию и мышцы. При его нехватке занятия спортом принесут, скорее, усталость, чем бодрость и свежесть.Витамин В3 (РР, ниацин) иначе можно назвать витамином спокойствия. Он напрямую участвует в биосинтезе гормонов (эстрогенов, прогестерона, кортизона, тестостерона, инсулина). Витамин В3 участвует в синтезе ферментов, которые непрерывно извлекают энергию из сложных молекул, расщепляя их в клетках. Поэтому, когда нам не хватает витамина В3, организм встает перед выбором: энергия или душевное равновесие, физически здоровое тело или хорошее настроение.Витамин В5 (пантотеновая кислота) – это «повсеместный витамин». Его нехватку заметить довольно просто: если часто затекают руки и ноги, в пальцах возникает ощущение покалывания, значит, пора пополнить запасы пантотеновой кислоты в клетках. Она требуется мозгу, поскольку без нее до него не будут доходить сигналы от органов чувств.Витамин В6 называют витамином-антидепрессантом, так как он участвует в синтезе нейромедиаторов, к которым относится и «гормон счастья» серотонин – вещество, отвечающее за хорошее настроение, аппетит и крепкий сон.Витамин В12 защищает от разрушения нервные волокна. Его нехватка вызывает депрессию, спутанность сознания, провалы в памяти. Его дефицит проявляется в мышечной усталости и очень быстрой утомляемости.Объяснив одиннадцатиклассникам роль витаминов группы В, Кузнецова предложила ознакомиться с его тезками из сборника подготовки к госэкзамену. Так, математика превратилась в предмет, проходящий по вполне здоровьесберегающим технологиям.А также математик из Коломны предложила ребятам не бояться задавать вопросы на экзамене. «Если чего-то не видно на бланке, подними руку и спроси. Даже если на вопрос не ответят, в протокол будет занесено, что он был задан. А это лишний шанс доказать, что человек заинтересован в том, чтобы сдать экзамен хорошо и избежать нелепых ошибок».«Что за прелесть эти сказки!» – восклицает лауреат конкурса «Учитель года России-2010» Наталья Талаева. Еще бы, с ее мастерством и «Каша из топора» превратится в увлекательнейшее исследование. Ведь хитроумный солдат с ее помощью становится учителем, который вопреки всем препонам умудряется настоять на своем и сделать из банальных ингредиентов бесподобное яство. Замешенное на любопытстве, творческом горении, ожидании результата, способного потрясти. Талаева с ее кулинарными способностями может разговорить даже портрет. Даже умеющий выдерживать самый стремительный натиск генерал Дмитрий Дохтуров при таком ее скрупулезном подходе сдается и открывает все свои тайны. И исторические, и аксиологические. Да, не хотела бабка кормить солдата, но пришлось… Так и ученик хочет не хочет, а заинтересуется такой наваристой кашей, основу которой составляют уникальные музейные экспонаты.Любопытство – двигатель эволюции. Победитель конкурса «Учитель года России-2009» Вадим Муранов отточил до блеска свой постулат «От интереса – к знаниям». Только тогда идеи подхватят другие, когда их доносят до окружающих с эмоциональным задором. Поэтому предмет должен быть интересен не только ученику из-за новизны информации, но и самому учителю из-за его исключительной глубины и актуальной остроты. Его убеждение цитирует академик Павел Александров: «Любая научная одаренность складывается из трех компонентов – интеллектуального, волевого и эмоционального. Именно способность к всепоглощающему эмоциональному напряжению и составляет необходимое, часто решающее условие для научного творчества».Слет – это одна из традиционных возможностей продемонстрировать мастерство ярким педагогам. Уроки дают те, кто уже рискнул поучаствовать в педагогическом конкурсе. Для тех, кто еще только набирается храбрости выставить свои педагогические наработки на общественный суд. Такие встречи важны и для одних, и для других. Они позволяют обогащать свой опыт и находить уникальные метапредметные решения. Именно поэтому уроки и пение с абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-1992» Артуром Зарубой «Учительского вальса» перемежались неформальным, но весьма бурным обсуждением возможных новых форм повышения квалификации с заместителем министра образования правительства Московской области Любовью Суздальцевой.В инсценировке подольских ребят «Сказки о рыбаке и рыбке» счастливый конец – в их пьесе побеждает любовь. Ну покапризничала старуха, но что значат все блага наземного и даже морского мира по сравнению с чувством близости, защищенности, сердечной привязанности? Теплота человеческого общения – самая большая ценность. Тем более что слет стартовал в Международный день доброты, о чем напомнила на церемонии открытия министр образования правительства Московской области Лидия Антонова. И несмотря на самые затейливые новации, главным в школе остается учитель, человек с горячим сердцем и неспокойным характером, дающим ему силу учить и учиться. А главное – любить. Профессию. Жизнь. Людей.
Комментарии