search
main
0

​Сибирские диалоги. На встрече в Горном Алтае обсудили пути укрепления профсоюзных рядов

В рамках Года первички в Республике Алтай состоялась встреча руководителей территориальных организаций Общероссийского профсоюза образования в Сибирском федеральном округе. Под председательством Людмилы Косарынцевой, члена исполкома профсоюза, лидера Красноярской краевой организации, и Владимира Юдина, заведующего организационным отделом Центрального совета, участники встречи – профлидеры Хакасии, Бурятии, Алтая, Забайкалья, Новосибирской, Омской областей, Алтайского края – обсудили актуальные вопросы мотивации профсоюзного членства, совершенствования деятельности первичных профорганизаций в условиях модернизации региональных систем образования. В последнее время проблема повышения эффективности сложившейся системы мотивации стала одной из основных в теории и практике профсоюзной деятельности, так как численность профсоюзных рядов, качественный состав выборных профорганов в значительной степени определяют силу и возможности организации. Точно так же важны и вопросы информационной политики профсоюза.

Выше зарплата – выше авторитетНичто так не способствует повышению авторитета профсоюза, как его активное, а главное, результативное участие в совершенствовании оплаты труда. В Красноярском крае, как и во всех регионах, НСОТ внедрялась под пристальным вниманием специалистов крайкома Профсоюза работников народного образования и науки.«Все предложения обсуждались с председателями первичных профсоюзных организаций, поскольку в соответствии с законодательством Красноярского края переход учреждений на НСОТ осуществлялся с участием представительного органа работников, – делится опытом Людмила Косарынцева. – В течение 2011 года правительством, Министерством образования и науки края постоянно корректировались принятые нормативные правовые акты, касающиеся введения НСОТ. Поэтому все это время крайком профсоюза продолжал экспертизу законопроектов по введению новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях».Около ста законопроектов и иных нормативных правовых актов прошли профсоюзную экспертизу. Как правило, к этой работе привлекаются и руководители первичных профорганизаций. Изменения, происходящие в системе образования в связи с введением новой системы оплаты труда, обязывают профсоюзных работников постоянно повышать правовую культуру. В противном случае невозможно отстоять социально-трудовые права и экономические интересы членов профсоюза.В 2011 году в результате переговоров и консультаций крайкома профсоюза с Министерством образования и правительством региона достигнуты некоторые результаты по увеличению минимальных ставок, окладов (должностных окладов) работников по профессионально-квалификационным группам. По инициативе профсоюзов был увеличен минимальный размер оплаты труда, продолжается оздоровление работников образования за счет средств краевого бюджета, возвращены льготы по оплате коммунальных услуг на селе не только работающим педагогам, но и пенсионерам, оказывается поддержка молодым специалистам.Приоритетными на следующий период для профсоюзных организаций края остаются вопросы совершенствования новой системы оплаты труда и порядка аттестации педагогов, сохранения социальных гарантий работникам при изменении типа образовательных учреждений и своевременное внесение в связи с этим необходимых поправок в соглашения и коллективные договоры.«Безусловно, – считает Людмила Косарынцева, – успешное решение задачи повышения авторитета и статуса профсоюзной организации будет зависеть от сплоченности коллективов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов».Об имидже и человеческом фактореПредседатель Омской областной организации профсоюза Александр Шрам в своем выступлении обозначил ряд вопросов, без решения которых невозможно обновление деятельности профсоюзных организаций в условиях модернизации системы образования.Это усиление защитных функций профсоюза в условиях государственно-общественного управления образованием; обеспечение результативности социального партнерства, особенно на уровне образовательного учреждения; распространение успешного опыта совместной работы профорганизации и работодателя по совершенствованию НСОТ и, конечно, повышение эффективности внутрисоюзной работы.Но одно дело назвать проблемы. Другое – правильно и рационально распределить, кому и что делать.«Речь идет, во-первых, об оперативном выявлении резервов, просчетов и упущений в организационной деятельности, – пояснил Александр Шрам. – Во-вторых, о качественном анализе сделанного в профорганизации. В-третьих, о мерах совершенствования данной работы на основе опыта. Однозначных и полных ответов дать невозможно, но ясно одно: первичка должна быть командой единомышленников. Только коллективно можно достичь приемлемого решения, и особенно по сложным проблемам.Возьмем, к примеру, систему действий контрольно-ревизионных комиссий в профсоюзе. В основном она ограничивается финансово-хозяйственной сферой. Так уж сложилось. Но почему такой подготовленный актив, как ревкомиссия, не затрагивает важные аспекты участия профороганизаций в регулировании социально-трудовых отношений и комплекс проблем, связанных с организационным укреплением?Я не завышаю значимость ревкомиссий. Просто убежден: когда мы говорим о контроле за исполнением решений, замечаний и предложений, высказанных на заседаниях выборных органов первичных профорганизаций, выше ответственность их лидеров и актива. Предлагаю подумать, а не назрела ли необходимость в качестве одной из технологий анализа эффективности работы профорганизации внедрить аудит профсоюзной деятельности? Почему бы, скажем, членам ревкомиссии одной организации не выступить аудитором и не проверить, как действовала в отчетный период профорганизация другого коллектива? Достигнем реального обмена опытом. Получим анализ независимых, если так можно сказать, экспертов».Почему проблема мотивации профсоюзного членства актуальна сегодня как никогда? Наверное, для ее устранения мы все недостаточно хорошо работаем, потому что существует прямая зависимость между актуальностью проблемы и эффективностью усилий, предпринимаемых для ее решения. Чего недостает в этом деле?«Конкретики, – считает Александр Шрам. – По мотивации столько статей, рекомендаций, советов! Почитаешь, согласишься – здорово! А как применить на практике? Нам надо продвигаться к эффективному результату. Но почему не у всех коллег получается? Может быть, недостает внимания к тем, кому сложно, для кого трудности непреодолимы. Необходимы индивидуальные собеседования с председателями профорганизаций с глубоким анализом, выработкой совместных с руководством планов и, конечно же, поддержка со стороны работодателя.В будущем нам предстоит работать по новому закону «Об образовании в РФ». Мы видим, что в прессе уже поднимаются проблемы сохранения компенсации коммунальных расходов сельским педагогам, обсуждаются предложения Минтруда по переходу на эффективные контракты в бюджетной сфере.Эти и другие нерешенные вопросы волнуют педагогов, и защитниками их интересов должны выступить мы. Обязывают нас к этому не только уставные положения, но и то доверие, которое нам оказано».Тему продолжил Юрий Тишков, председатель Алтайской республиканской организации профсоюза: «За последнее время внутри профсоюзного движения проведено множество семинаров, конференций, «круглых столов» по мотивации профчленства. Мы достаточно грамотно выстроили теоретическую часть по мотивации, но недостаточно внимания уделяем имиджу профсоюза, не используем в полной мере все возможности.Работая, например, рука об руку с органами исполнительной и законодательной власти на местах, отстаивая социальную политику в бюджетах, мы редко слышим, чтобы социальные партнеры давали положительную оценку нашей работе.Понятно, что, как бы ни были активны специалисты рескомов, крайкомов, обкомов и горкомов, без председателей первичек донести до педагогических коллективов информацию о том, что делает профсоюз для защиты интересов работников, достаточно сложно. Какую роль в мотивации профчленства играет человеческий фактор? Наиглавнейшую! Основная категория профсоюзных лидеров – это неосвобожденный актив. Именно через них обеспечивается высокая плотность общения с членами трудовых коллективов. Поэтому важно, чтобы и сами активисты были мотивированы на эффективную работу».Чего ждет от профсоюза молодежь?Несмотря на общие изменения в образовании, ситуация с педагогическими кадрами почти не меняется: внимания к отрасли стало больше, большие деньги направляются в систему, но кадровая проблема переходит из документа в документ.Современная школа остро нуждается в молодых учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации. «Степень же активности учительской молодежи в общественной жизни образовательного учреждения достаточно низкая, – говорит председатель Забайкальской краевой организации профсоюза Нина Окунева, – поэтому профсоюзным организациям нужно так построить свою работу, чтобы вчерашние выпускники педагогических вузов и ссузов сразу, с первого дня, почувствовали, что в школе есть авторитетный профком, для которого важно знать, с каким настроением молодой педагог приступает к работе, с какими проблемами он уже столкнулся. Молодой педагог, в свою очередь, из общения с председателем профкома должен узнать об услугах, предоставляемых профсоюзом, и определиться с членством в первые дни работы в школе».В Забайкальской организации профсоюза, чтобы выявить причины нежелания молодых людей работать в системе образования, провели мониторинг. Учителя среди причин кадровой нестабильности называют низкую заработную плату, стиль работы администрации школы, недостаточную учебно-методическую оснащенность, низкий престиж профессии, взаимоотношения в коллективе, отсутствие социальных гарантий.Респонденты из числа молодых педагогов края отметили функции, которые, по их мнению, должен выполнять школьный профком. На первом месте по значимости оказалась защита трудовых и социальных прав – именно этого ждут от профсоюза 69 процентов опрошенных. На втором месте по востребованности профуслуг – «информирование по вопросам трудового права и проблемам образования» (35 процентов), на третьем – «оказание материальной помощи» (30 процентов).«Уже эти ответы являются для профкома ориентиром при планировании своей работы с молодыми учителями, – поясняет Нина Окунева, – а изучение проблем, оказание своевременной помощи молодому учителю становятся актуальной задачей не только органов управления образованием, региональных и муниципальных органов власти, но и профсоюзных организаций всех уровней, в первую очередь профкома образовательного учреждения, находящегося рядом с учителем. Для нормальной адаптации молодых специалистов в коллективе, их закрепляемости важны соответствующий труду учителя уровень заработной платы, квартира с удобствами, детский сад, возможность полноценного летнего отдыха. Поэтому в каждом образовательном учреждении должна быть программа социальной защиты педагогов. Инициировать ее разработку должен профсоюзный комитет».Найти новый стильСегодня, в условиях модернизации региональных систем образования, требуется постоянное совершенствование работы профсоюзных организаций всех уровней. Поэтому наряду с традиционными формами работы в территориях стараются шире внедрять различные социальные программы, проекты и инициативы.Так, в Хакасии все большей популярностью пользуется проектная деятельность, которая позволяет не только улучшить финансовое состояние профсоюзных организаций, но и усилить их роль в местном сообществе, первички приобретают изюминку, свой имидж, открывают новые перспективы в работе.«В этом году мы проводим конкурс проектов первичных профсоюзных организаций, – делится опытом председатель республиканского комитета профсоюза Любовь Барабанова. – Девять из них уже воплощаются в жизнь. Реализуя проект «Профсоюзный календарь», мы создали информационный профсоюзный раздел на сайтах всех образовательных учреждений Ширинского района.Республиканский комитет и сам является грантополучателем. Наш проект «Учимся вместе» стал победителем конкурса на соискание грантов Министерства образования и науки Республики Хакасия в направлении «Образование и просветительство».Говоря о зарплате работников образования, Любовь Барабанова отметила положительные тенденции к ее увеличению. Однако профсоюзные организации сталкиваются с таким явлением, как выход педагогов из профсоюза именно по этой причине. Парадокс. Опять встречаем потребительское отношение. И вот здесь широкое информирование, работа не только внутри профсоюзной организации, но и за ее пределами, формирование общественного мнения становятся одной из важнейших задач профсоюзных организаций.«Проблемы мотивации, сокращения численности наших рядов связаны и с изменениями в законодательстве, и с реструктуризацией системы образования, и с антипрофсоюзной деятельностью работодателей, – считает профсоюзный лидер. – «Помогают» нарастанию проблем исполнительная и законодательная власти, которые снижают гарантии профсоюзной деятельности.Так, из закона «О профсоюзах» исчезла обязанность получения работодателями предварительного согласия профсоюзного органа для того, чтобы подвергнуть дисциплинарному взысканию неосвобожденных профактивистов. Упрощен порядок их увольнения. А неосвобожденных председателей профорганизаций у нас большинство. На практике это привело к тому, что работодателю стало легче давить на профсоюзников, а об эффективности социального партнерства и принципиальной позиции порой можно и не заикаться.Один из главнейших вопросов, который все настойчивее требуют разрешить рядовые члены профсоюза, – это необоснованное распространение коллективного договора на всех работников. Коллективный договор, заключенный профсоюзом, должен быть только для членов профсоюза и работников, уплачивающих в соответствии со ст. 377 ТК РФ «взносы солидарности». Это важнейший аргумент в работе по вовлечению в профсоюзные ряды».Свежий взгляд на старые проблемыЮрий Абдуллаев совсем недавно был избран председателем Алтайской краевой организации профсоюза. Но все последние годы, будучи заместителем начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, он плотно работал с крайкомом профсоюза, районными и городскими профструктурами и проблемы общественной организации знает не понаслышке:«На мой взгляд, одна из наших проблем в том, что мы часто работаем гораздо лучше, чем о нас говорят и пишут. Мы убеждены, что все знают о том, что такое профсоюз, как он защищает права работников, какие льготы имеет член профсоюза. Поверьте, знают не все!Одна из самых актуальных задач сегодня – доведение информации до первички, до всех работников образования. То, что налаживаются информационные связи между профорганами, в профсоюзных структурах внедряются современные компьютерные технологии, идет обмен через Интернет, – это, безусловно, хорошо. Но это обмен внутри замкнутой профсоюзной системы. А нам необходимо дойти и до рядовых членов профсоюза, и до тех, кто еще раздумывает о вступлении в профорганизацию.Что здесь может помочь? Наверное, развитие собственных СМИ, более тесное общение профлидеров с педагогическими коллективами, максимальное использование для освещения профсоюзной деятельности собраний, профуголков, Интернета.Помимо внешних факторов мотивации важны и внутренние, а это сам профсоюз, сама профорганизация, ее способность адаптироваться к изменениям, готовность и умение быть цивилизованным оппонентом власти, это авторитет и деловые качества лидера и профактивистов.Сколько бы причин падения численности профсоюза ни перечислялось, их, как показывает практика, можно свести к трем основным.Первая – отсутствие системного подхода к решению данных проблем, недостаточно эффективное использование всех имеющихся ресурсов.Вторая – определенная некомпетентность профактива в области привлечения новых членов, особенно молодежи. А порой и элементарное равнодушие к этому направлению работы («на мой век хватит»), а значит, нежелание ею заниматься.И третья – недостаточная информационно-пропагандистская работа, к тому же не подкрепленная современными методами рекламной деятельности».Пора менять мировоззрениеМноголетний опыт работы в профсоюзе, глубокое знание обстановки в профсоюзных структурах различного уровня, в том числе и в Сибирском федеральном округе, позволили Владимиру Юдину сделать своего рода теоретическое обобщение по обсуждаемой теме: «Что касается внутренних задач и факторов, непосредственно влияющих на формирование мотивированного профсоюзного членства и вступление работников в профсоюз, то здесь у нас непочатый край работы, которую следует строить по-новому, сохраняя минимум массовых форм и развивая индивидуальные формы работы с настоящими и потенциальными членами профсоюза.Необходимо показывать роль и значение профсоюза в удовлетворении социальных потребностей человека, в реализации его индивидуальных трудовых прав, а также коллективных трудовых прав работников образования и студентов. Арсенал форм работы в нашем профсоюзе велик, но его следует систематизировать и адаптировать под индивидуальные подходы в мотивации».Естественно, подобная перестройка потребует соответствующей подготовки профсоюзных лидеров и актива, которые обладали бы новым профсоюзным мировоззрением, современной системой взглядов на роль и место профсоюзов в российском обществе.«Важно сформировать у профсоюзного актива веру в профсоюз, веру в конкретный профком, веру в профсоюзную организацию, – подчеркнул Юрий Петрович. – Зачастую на провокационный вопрос, заданный на собрании или в учительской, «А что может бесправный профком?» профсоюзный лидер или активист не может ответить, какие права на самом деле имеет профком в соответствии с ТК РФ и другим законодательством или какими формами работы он располагает в сфере социально-трудовых отношений.Формирование профсоюзного мировоззрения, в основе которого убеждения и вера в профсоюз, возможно только на основе хороших профсоюзных знаний. Одним словом, повышение качества работы профсоюзной организации, в том числе и по мотивации профсоюзного членства, возможно лишь через повышение профессионализма избранных в профсоюзные органы активистов, председателей организаций.И вообще в поле зрения любого профсоюзного органа должно быть три группы штатных задач. Это формирование у профсоюзного актива новых знаний, нового мотивационного компонента и профсоюзного мировоззрения, а также ответственности за результаты коллективной деятельности.Профсоюзные комитеты должны анализировать ситуацию в учреждении через выявление мотивационных барьеров, которые реально препятствуют работе по приему в профсоюз. Эти барьеры могут быть самого различного характера. Но прежде всего это общее негативное отношение администрации к профсоюзам; незаинтересованность руководства в повышении правовой грамотности работников образования; распространение в коллективе слухов и недостоверной информации о профсоюзе; недоступность профсоюзной информации в педагогическом коллективе и др.К мотивационным барьерам относятся и чисто внутрисоюзные проблемы: пассивность и потребительский настрой рядовых членов профсоюза; слабое знание нормативных документов; отсутствие индивидуальной работы с людьми; недостаток дополнительных преимуществ для членов профсоюза; неэффективное использование профсоюзных средств; отсутствие в организации сильного лидера.Глубокий анализ и принятие мер по преодолению всех мотивационных барьеров в первичных и территориальных организациях профсоюза – тактическая организационная задача в работе по мотивации профсоюзного членства.Кроме того, причина слабой мотивационной работы профорганов кроется в низкой эффективности и несовершенстве системы руководства профсоюзными организациями, которые всецело зависят от профсоюзного лидера. В ряде коллективов еще нет понимания того, что сила профсоюзной организации – в силе ее лидера.Отсюда задача – создавать в профсоюзе такие условия для кадрового роста, воспитания профсоюзного актива, чтобы они способствовали выдвижению и подготовке истинных лидеров, способных искать и активно применять инновационные формы работы для формирования мотивированного профсоюзного членства».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте