Как утверждают ученые, на 50 процентов здоровье формирует индивидуальный образ жизни. Из этих 50 процентов 27 процентов составляют факторы школьной среды. То есть здоровье ребенка напрямую связано с тем, в каких условиях он учится.
Главные установки, обязательные для исполнения, дают СанПиНы, которые постоянно обновляются, а главным надзорным органом является Роспотребнадзор, и, несмотря на в основном сносное состояние большинства образовательных организаций, у ведомства еще достаточно замечаний относительно соблюдения санитарно-гигиенических требований.Прежде всего проблемной остается ситуация с освещенностью учебных аудиторий. Не везде соблюдается принцип естественного левостороннего освещения, на окнах часто висят жалюзи или шторы, которые не раздвигаются и не снимаются, становясь мощным пылесборником, что тоже является грубым нарушением санитарно-гигиенических норм.Как результат за последние несколько лет с 1-го по 11-й класс удельный вес детей с понижением остроты зрения увеличился в 2 раза.Еще одна проблемная тема – расписание уроков составляется без учета работоспособности детей. Исходя из рекомендаций врачей и психологов, основные предметы должны преподаваться: для начальных классов – на 2-3-м уроках, для средних и старших классов – на 2-3-4-м уроках. Кроме того, после уроков физкультуры нельзя проводить проверочные и контрольные работы. Однако сплошь и рядом в расписании уроков, особенно в средних и старших классах, после физкультуры стоит урок физики, урок алгебры или урок геометрии, на котором ребята пишут либо самостоятельную, либо проверочную, либо контрольную работу.К слову, к урокам физкультуры и содержанию спортивных залов у Роспотребнадзора также немало замечаний. Например, специалисты отмечают, что должного эффекта на здоровье школьников эти уроки не оказывают. В перечне претензий: слишком долгая вводная часть на уроке, совмещение на уроке двух классов, недостаточная уборка спортзала, отсутствие вентиляции, отсутствие условий для личной гигиены, отсиживание на лавочках детей с особой группой здоровья.Следующая проблема, которую ведомству подсказали сами педагоги, касается горячего питания. Дело в том, что сегодня ребенок проводит в школе целый день, а школьная столовая, как правило, работает до 15.00 часов. Где школьнику поесть в перерыве между основными и дополнительными занятиями? При этом, к сожалению, педагоги дополнительного образования при составлении расписания работы кружка или секции совсем не учитывают потребность ребенка в отдыхе. Поэтому в кружок или на секцию часто приходит голодный и уставший школьник. В этом случае, как посоветовали эксперты, родителям необходимо обратиться с жалобой в Управление социального питания, и график работы школьной столовой может быть пересмотрен.Вообще проблему с охраной здоровья детей внутри школы могло бы решить присутствие в каждой образовательной организации врача, следящего за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил, но пока наличием такого специалиста может похвастать редкая школа. А то, что врач, контролирующий состояние внутришкольной среды, нужен – факт бесспорный. Медики констатируют: на сегодня процесс обучения является агрессивной средой для ребенка. Чем дольше дети находятся в школе, тем больше у них накапливается патологической пораженности, способной впоследствии принять хроническую форму. Почти у каждого российского ученика что-то болит.По данным на 2013 год, в Санкт-Петербурге, да и по всей России, в лидеры заболеваний среди школьников вышли болезни костно-мышечной системы. Следом идут болезни глаз, на 3-м месте – болезни органов дыхания. У старшеклассников на 2-м месте после болезней костно-мышечной системы – болезни нервной системы.Медики уверяют: внутришкольная среда оказывает существенное влияние на заболеваемость школьников. Можно привести простой пример: источник мелкодисперсной пыли – автомобильный транспорт. Чем больше машин у здания школы, тем больше пыли глотают дети. Если не проводить в рекреациях и кабинетах частую влажную уборку, то увеличивается число школьников с болезнями органов дыхания. Непроветриваемые школьные помещения увеличивают количество углекислого газа, и страдающие от недостатка кислорода дети испытывают сонливость, усталость, головную боль.Еще один страшный факт – в каждой образовательной организации присутствует такое токсическое химическое вещество, как формальдегид. Его выделяют различные отделочные материалы, которыми покрыта школьная мебель. Насколько вредно такое соседство с детьми, демонстрирует статистика: в Петербурге с 1998 по 2013 год появление новообразований у детей увеличилось на 75 процентов!Таким образом, педагогам необходимо помнить, что вопросы создания внутришкольной среды непосредственно зависят от них. В том числе от их понимания, что дети – самая уязвимая часть населения в плане здоровья, и от их желания помочь ребятам выйти из стен школы людьми, осознающими ценность здоровья.Санкт-Петербург
Комментарии