search
main
0

​Школа – враг мой? Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил в образовательных организациях калечит детей

Как утверждают ученые, на 50 процентов здоровье формирует индивидуальный образ жизни. Из этих 50 процентов 27 процентов составляют факторы школьной среды. То есть здоровье ребенка напрямую связано с тем, в каких условиях он учится.

Главные установки, обязательные для исполнения, дают СанПиНы, которые постоянно обновляются, а главным надзорным органом является Роспотребнадзор, и, несмотря на в основном сносное состояние большинства образовательных организаций, у ведомства еще достаточно замечаний относительно соблюдения санитарно-гигиенических требований.Прежде всего проблемной остается ситуация с освещенностью учебных аудиторий. Не везде соблюдается принцип естественного левостороннего освещения, на окнах часто висят жалюзи или шторы, которые не раздвигаются и не снимаются, становясь мощным пылесборником, что тоже является грубым нарушением санитарно-гигиенических норм.Как результат за последние несколько лет с 1-го по 11-й класс удельный вес детей с понижением остроты зрения увеличился в 2 раза.Еще одна проблемная тема – расписание уроков составляется без учета работоспособности детей. Исходя из рекомендаций врачей и психологов, основные предметы должны преподаваться: для начальных классов – на 2-3-м уроках, для средних и старших классов – на 2-3-4-м уроках. Кроме того, после уроков физкультуры нельзя проводить проверочные и контрольные работы. Однако сплошь и рядом в расписании уроков, особенно в средних и старших классах, после физкультуры стоит урок физики, урок алгебры или урок геометрии, на котором ребята пишут либо самостоятельную, либо проверочную, либо контрольную работу.К слову, к урокам физкультуры и содержанию спортивных залов у Роспотребнадзора также немало замечаний. Например, специалисты отмечают, что должного эффекта на здоровье школьников эти уроки не оказывают. В перечне претензий: слишком долгая вводная часть на уроке, совмещение на уроке двух классов, недостаточная уборка спортзала, отсутствие вентиляции, отсутствие условий для личной гигиены, отсиживание на лавочках детей с особой группой здоровья.Следующая проблема, которую ведомству подсказали сами педагоги, касается горячего питания. Дело в том, что сегодня ребенок проводит в школе целый день, а школьная столовая, как правило, работает до 15.00 часов. Где школьнику поесть в перерыве между основными и дополнительными занятиями? При этом, к сожалению, педагоги дополнительного образования при составлении расписания работы кружка или секции совсем не учитывают потребность ребенка в отдыхе. Поэтому в кружок или на секцию часто приходит голодный и уставший школьник. В этом случае, как посоветовали эксперты, родителям необходимо обратиться с жалобой в Управление социального питания, и график работы школьной столовой может быть пересмотрен.Вообще проблему с охраной здоровья детей внутри школы могло бы решить присутствие в каждой образовательной организации  врача, следящего за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил, но пока наличием такого специалиста может похвастать редкая школа. А то, что врач, контролирующий состояние внутришкольной среды, нужен – факт бесспорный. Медики констатируют: на сегодня процесс обучения является агрессивной средой для ребенка. Чем дольше дети находятся в школе, тем больше у них накапливается патологической пораженности, способной впоследствии принять хроническую форму. Почти у каждого российского ученика что-то болит.По данным на 2013 год, в Санкт-Петербурге, да и по всей России, в лидеры заболеваний среди школьников вышли болезни костно-мышечной системы. Следом идут болезни глаз, на 3-м месте – болезни органов дыхания. У старшеклассников на 2-м месте после болезней костно-мышечной системы – болезни нервной системы.Медики уверяют: внутришкольная среда оказывает существенное влияние на заболеваемость школьников. Можно привести простой пример: источник мелкодисперсной пыли – автомобильный транспорт. Чем больше машин у здания школы, тем больше пыли глотают дети. Если не проводить в рекреациях и кабинетах частую влажную уборку, то увеличивается число школьников с болезнями органов дыхания. Непроветриваемые школьные помещения увеличивают количество углекислого газа, и страдающие от недостатка кислорода дети испытывают сонливость, усталость, головную боль.Еще один страшный факт – в каждой образовательной организации присутствует такое токсическое химическое вещество, как формальдегид. Его выделяют различные отделочные материалы, которыми покрыта школьная мебель. Насколько вредно такое соседство с детьми, демонстрирует статистика: в Петербурге с 1998 по 2013 год появление новообразований у детей увеличилось на 75 процентов!Таким образом, педагогам необходимо помнить, что вопросы создания внутришкольной среды непосредственно зависят от них. В том числе от их понимания, что дети – самая уязвимая часть населения в плане здоровья, и от их желания помочь ребятам выйти из стен школы людьми, осознающими ценность здоровья.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте