В Нижнем Новгороде реализуется модель интегрированного инклюзивного образования для школьников с особенными образовательными потребностями.
По данным Министерства образования Нижегородской области, в образовательных учреждениях региона обучаются 6484 ребенка-инвалида. В настоящее время для работы с ними используются несколько моделей инклюзивного образования: частичная, когда ученики вливаются в учебный процесс на часть дня, на отдельные уроки; временная, когда дети с ограниченными возможностями привлекаются к различным мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; и комбинированная, когда идет обучение 1-2 учащихся с ограниченными возможностями в классах, группах здоровых сверстников. В последние годы в области получило распространение инклюзивное образование отдельных обучающихся, имеющих рекомендации на обучение по специальным (коррекционным) программам.В рамках реализации областной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» на 2010-2013 годы безбарьерная среда создана в 48 учреждениях образования из 22 районов Нижегородской области. На создание доступной среды в школы региона в 2011 году было направлено 22 миллиона рублей. Вначале в программе участвовал лишь Нижний Новгород, но на 2013 год министерство получило заявки еще из девяти районов области. Реализация федеральной программы «Доступная среда» в Нижегородской области рассчитана до 2015 года включительно.В прошлом учебном году в ряде школ областного центра были оборудованы специальные блоки для детей-колясочников. Они включают в себя входы с пандусами, туалетные комнаты с широкими входами без порогов, игровые классы, так называемые сенсорные комнаты для расслабления, специально оборудованные места индивидуальных занятий на компьютере, малые актовые и спортивные залы для уроков физкультуры и праздничных мероприятий. Кроме того, было закуплено специальное оснащение, позволяющее учащимся с проблемами опорно-двигательного аппарата беспрепятственно перемещаться внутри школьных зданий. В школе №35 условия для обучения детей с особенностями созданы лишь в этом году, а в лицее №87 уже несколько лет обучаются и слабовидящие дети, и дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Педагоги готовы к тому, чтобы дети с особенностями учились в обычных массовых школах, осталось переломить сознание родителей. Когда ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем, сложно изменить свое отношение к нему и расширить для него мир от одной комнаты или квартиры, в которой проживает семья, до образовательного учреждения. Но если родители поймут, что к ребенку доброжелательно относятся не только взрослые, но и одноклассники, они не будут против интеграции.
Комментарии