search
main
0

​Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор «Класс-центра» №686: Умение разговаривать – главное качество хорошего педагога

Образование – то, что происходит с человеком всю жизнь. Образование – это столкновение с личностью. Это касается не только школы: человек в своей жизни должен встретиться с каким-то количеством личностей. Это его проводники в жизни. Чем их больше, тем шире и глубже его образование.

Чем привлекателен лагерь для детей? Тем, что позволяет человеку быть увиденным иначе, чем в школе. Сколько детей в школе растворены, незаметны, несчастны, потому что не могут проявить себя. Если ты не очень успеваешь по школьным предметам, то у тебя нет практически никакой возможности выделиться, заслужить уважение. В лагере же ты – другой человек. Конечно, там тоже придется доказывать, какой ты симпатичный, но тут у тебя выбор есть, потому что кроме учебы ты умеешь еще петь, кататься на роликах, ставить спектакли, рассуждать о кино. Маленький человек неожиданно получает определенную степень свободы. При этом время пребывания там короткое, дети еще не успевают пакости друг другу сделать, все силы уходят на созидание.Присутствие родителей в лагере исключено. Их территория закончилась, у ребенка началась другая жизнь, и он им про нее обязательно расскажет. Причем не по телефону, на это у него просто не будет времени.Очень важно, чтобы вожатые сами получали удовольствие от своей работы в лагере, от совместного творчества. Если такого драйва у них нет, любой ребенок это увидит. Педагог, в свою очередь, должен замечать, когда ребенку скучно или плохо. Дети должны быть заняты в жизни постоянно, а уж на отдыхе тем более – чем больше, тем лучше. Все разговоры про нагрузки – это чушь собачья, дети точно недогружены в школе или загружены зачастую не пойми чем. А уж в лагере сам бог велел постоянно быть занятыми.Педагог – это человек, который решил потратить свою жизнь на разговоры с детьми. Даже на уроке математики он не имеет права оставлять без обсуждения ситуации, которые определяются словами «стыдно» или «не стыдно» – воспитание невозможно отделить от обучения. Урок – это кусок жизни, в котором есть свои нормы и правила. Но у учителей сейчас, к сожалению, очень мало времени на простые разговоры с детьми. Нельзя пройти мимо ребенка, у которого есть к тебе вопрос. Ты говоришь: «Потом», «Через минуту», – и забываешь про него. Но это у тебя жизнь измеряется десятилетиями, а ребенок не может ждать этого «потом».Всю погоду в лагере делают педагоги. Но где их взять? Очередь, увы, не стоит. Конечно, это определенная порода людей – жертвенная, терпеливая и в то же время азартная, увлеченная. В любой системе воспитания все равно есть элемент принуждения. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства? Это искусство – убедить ребенка, что он сам что-то хочет сделать, и чтобы ему еще было интересно. Людей с такими способностями надо искать и учить их всем мелочам: как реагировать на то или на это, как объяснять, что хорошо, что плохо.Еще одна важная задача лагеря – это работа с детьми-инвалидами. В нашей школе почти в каждом классе висит такой текст: «Главная приставка в русском языке и жизни – со-». Сочувствие, сопереживание, содействие, соучастие и так далее. У нас есть лифт для колясок, пандусы. Мы пока в России только начинаем осознавать, что именно формат совместного пребывания, понимание другой жизни и делает людей нормальными, самое важное – вместе научиться делать что-то хорошо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте