В Департаменте образования под председательством директора ТемоЦентра Александра Добрякова в режиме видеоконференции состоялся очередной семинар-совещание по проблемам внедрения и эксплуатации информационных систем, в котором приняли участие председатели 37 межрайонных советов директоров, директора и педагоги столичных школ. На семинаре-совещании был представлен опыт проведения на сайте Департамента образования «Открытых уроков» с использованием электронных учебников, опыт реализации проекта «Мотивирующая образовательная среда».
Сергей МОИСЕЕВ, советник директора Департамента информационных технологий:В рамках подготовки к апробации к 2014 году были подготовлены четыре электронных учебника по предметам, фрагментированных по тематическим разделам, разработана система сценирования уроков, включающая подсистемы создания, хранения и отображения образовательного контента на интерактивной доске, планшетах учителя и учащихся, проведены работы по усовершенствованию локальных сетей в зданиях пилотных школ для обеспечения эффективного доступа к серверам проекта. Школы были дооснащены всем необходимым оборудованием, включая интерактивные доски, зарядные станции. Всем учащимся, участвующим в апробации, были предоставлены в свободное пользование планшеты, проведено обучение учителей и заместителей директоров школ пилотного проекта по работе с IT-инфраструктурой класса и планшетными решениями, обучение школьников по работе с электронной образовательной средой, которое было организовано в форме выездного летнего лагеря. В апробации, проводимой с 1 сентября 2014 года, принимали участие шесть пилотных школ (№1995, 962, 1560, 507, 1747, 1194), 2500 учащихся 5 и 8 параллелей, 60 педагогов плюс 30 педагогов в рамках эксперимента школы №109.Каковы же показатели работы системы? Среди самых важных были показатели: проведены 4487 уроков, в том числе с использованием 2780 сценариев, подготовленных специалистами городского методического центра и учителями; загружены в систему 102 сценария; покрыты сценарии по апробационным предметам:- 88% – по биологии;- 91% – по химии;- 43% – по истории нового времени;- 97% – по истории России; проведены в среднем 130 консультаций в месяц.Ключевой задачей 2015 года стало наполнение образовательной платформы образовательным контентом: формирование электронного контента педагогического сообщества Москвы:- наполнение библиотеки образовательных материалов учителями Москвы (старт проекта – июнь);- экспериментальные ЭУМК (старт проекта – июнь);- хрестоматия ГМЦ (готовность – 80%); привлечение электронного контента издателей; формирование дополнительного электронного контента:- курс «Полезный Интернет»;- литературные произведения;- художественные фильмы;- видео- и аудиоархивы;- словари и справочники.Подготовку всех материалов ведут учителя, издатели и авторы, все это попадает в общую платформу образовательного контента.Основные задачи, которые стоят на 2015 год, это: организационные:- расширение количества участвующих в проекте школ до 25 к 1 сентября 2015 года;- расширение количества участвующих в проекте школ до 100 к концу 2015 года;- формирование экспериментальных ЭУМК;- реализация курсов для свободных слушателей (выход в розничный сегмент);- отношения с владельцами прав на аудио-и видеоконтент;- реализация возмездного распространения контента через платформу; технологические:- редактор контента с модернизацией и сертификацией оператором;- возмездная продажа контента (основного и дополнительного для немосковских школьников);- виртуальная лаборатория (алгебра, геометрия, физика, история, география);- автоматическая конвертация из форматов издательств;- тестирующая система;- полная интеграция с МРКО.Что мы хотим иметь к 1 сентября 2015 года? Это:Функциональные возможности: биллинг и платный контент; лицензирование контента и расчет роялти; загрузка пользовательского контента; функциональность для издательств.Каналы доступа: портал «Московский учебник» (uchebnik.mos.ru); электронный дневник (МРКО); Apple App Store и Google Play; порталы издательств; Федеральный портал образовательного контента.Учебники: учебники издательства «Просвещение»:- биология, 5-6-е классы;- химия, 8-й класс;- история нового времени, 7-й класс;- история России, 7-й класс;- отечественная история, 5-9-е классы; экспериментальные ЭУМК, в том числе:- информатика (5-9-е классы);- ОБЖ (5-9-е классы);- биология (5-й класс); учебники издательства «Дрофа»:- основы православия, 4-5-е классы;- биология, 5-7-е классы;- физика, 7-9-е классы;- английский язык, 5-7-е классы;- география, 5-7-е классы.Всего запланированы до 35 учебников по 120 дисциплинам.Платформа образовательных материалов ver (дополнительный образовательный контент) – это: электронный курс «Полезный Интернет»:- 2014:ver.1.0;- 15/04: 2 главы в ver.2.0;- 01/09: обновленный курс ver.2.0; художественная литература:- 15/04: 181 произведение художественной литературы; контент ДОгМ:- 01/09: медиаконтент ТемоЦентра;- 15/06: хрестоматия;- 01/09: москвоведение; дополнительные материалы:- 01/09: телешкола, видеокурсы;- 01/10: словари.У нас есть шесть школ, которые приняли участие в пилотном проекте Департамента образования и Департамента информационных технологий, им хочу сказать спасибо за то, что они сделали много полезного, не зря они носят гордое имя школ новых технологий. Им вручены благодарственные письма за подписями министров образования и информационных технологий.Елена НОРЕНКО, директор школы №1995:Любая образовательная организация настроена на повышение качества работы учителя при снижении временных затрат.Но несовершенство учебников, необходимость применения разнообразных методов и форм в обучении, индивидуальные образовательные траектории – все это заставляет учителей и учащихся обращаться к интернет-ресурсам, содержащим огромное количество разнообразных сайтов, в большей части не соответствующих запросам образования. Да и контрольные материалы подобрать непросто и очень долго. Поэтому проект по созданию нового образовательного контента – это не просто эксперимент, а продукт, затребованный нашей школьной действительностью.Конечно, мы прогнозировали повышение эффективности учебного процесса на базе современных технологий, в том числе использование планшета на уроке, и это действительно повысило мотивацию к познанию у современных детей, окруженных гаджетами. Но не предполагали, что образовательный контент окажется настолько многофункциональным: все источники традиционной подготовки учителя к уроку (учебники, задачники, методические пособия, интернет-ресурсы) аккумулируются в одном планшете, редактор контента позволяет добавлять текст, изображения, материал из учебника, видео-, флешанимацию, создавать интерактивные тесты. На странице создания этапа урока также можно указать, где при запуске урока будет отображаться материал: на планшете учителя, на планшетах учеников или на интерактивной доске.При работе с этим контентом интенсификация урока достигается путем сокращения времени, затрачиваемого на фронтальный опрос. Система проверки знаний управляет результатом образовательной деятельности каждого учащегося: интерактивная прямая связь с классом дает возможность видеть уровень усвоения знаний на каждом этапе урока и своевременно устранять пробелы. Система фронтального опроса строится на детализации контролируемых элементов содержания.Контент может быть использован как система дистанционного обучения. Это особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями. В школе есть дети, находящиеся на индивидуальном обучении. Для них использование планшетов позволяет выйти за рамки традиционных учебников, например, урок – лабораторную работу по химии сложно, а зачастую невозможно провести в домашних условиях. При использовании контента проведение интерактивной лабораторной работы становится реальным.Затраты времени на создание одного сценария урока вначале реализации проекта и сегодня заметно снижены. Это позволяет превратить и «неэффективную» замену, производимую свободным непрофильным учителем, в эффективную за счет использования готовых сценариев, четкого таймирования этапов урока. Но для более эффективной работы учителей необходимо маштабирование проекта, чтобы создать общую электронную библиотеку образовательной системы, тогда отбор содержания, насыщение шаблона сценирования урока и его таймирование существенно сокращают время подготовки урока, повышают интенсивность урока, увеличивают виды деятельности и усиливают индивидуальный контроль на каждом этапе урока. Интерактивная библиотека электронной среды позволяет команде учителей-предметников совместно моделировать сценарий урока, а затем модифицировать его с учетом особенностей каждого класса, наполнить уникальным содержанием, используя авторские разработки.Уроки, созданные педагогами, доступны всем пользователям образовательной среды.Мнение по поводуИсаак КАЛИНА, министр образования Москвы:Чаще всего я слышу вопросы о том, когда электронные учебники будут у нас, но это будет в первую очередь у тех школ, где в этом лично заинтересован прежде всего директор. Понятно, что лично директор будет заинтересован тогда, когда он сам понимает огромнейшие преимущества современных технологий для детей и учителей. Тогда в такой школе учитель, охватывающий современные технологии, будет не белой вороной, а самым уважаемым педагогом. Почему я говорю о лично директорах? У меня в последнее время возникли сомнения в возможности директоров по достоинству оценить труд учителей, осваивающих и использующих современные технологии. Разговоры с некоторыми директорами в последнее время выявили, что, к сожалению, еще существуют такие директора, которые, как только поднялись из-за своего стола и с кресла, в ту же секунду перестают быть директорами своих школ, так как перестают владеть информацией о школе, управлять этой информацией, оказываются в отрыве от связей с людьми, не могут получить никакую информацию, не могут разослать никакую информацию, то есть у них нет того, что можно условно назвать мобильным местом директора. Пока у нас будут сохраняться директора, которые остаются директорами только в те секунды, когда они сидят в своих креслах, окружены секретарями и телефонами, а выходя из-за стола, тут же теряют все связи со школой, не могут найти ни одной цифры о школе, проверить списки учеников и сотрудников, им для этого надо ехать в школы, в свой кабинет, учитель, живущий отдельно от мира директора, будет для такого директора не очень желаемой и оторванной, неудобной для этого мира фигурой. Поэтому если мы всерьез хотим, чтобы учитель по-настоящему осваивал эффективные технологии, чтобы ему в школе было комфортно и легко, нужна такая «мелочь», как директор, владеющий и использующий все информационные технологии, понимающий эффективность современных технологий. Нужно помочь нашим уважаемым директорам стать современными директорами, независимо от того, находятся они в своем кабинете или нет. Находятся ли они в своем кабинете или на другой территории, они всегда должны быть связаны со всей информацией, со всеми людьми своего учреждения, занимать так называемое мобильное рабочее место. Странно звучит ответ директора, к которому мы обращаемся в выходной день и слышим в ответ на вопрос о школе, что у него нет информации о ней и возможности получить такую информацию. Директоров нужно научить общаться на общем языке со своими учениками, учителями, со своей школой, с Департаментом образования на языке информационных технологий, языке современных технологий. Иначе всем будет очень трудно в школе, если они разговаривают с директором на разных языках.
Комментарии