search
main
0

​С особыми запросами. Каждый ребенок индивидуален

Современное дошкольное образование планомерно развивается в сторону большей индивидуализации и психологизации педагогического процесса. С введением ФГОС на нормативном уровне была зафиксирована необходимость учитывать и поддерживать уникальность ребенка, способствовать его развитию и индивидуализации.

Как следствие в системе дошкольного образования повышаются требования к психолого-педагогическому сопровождению детей. Интересно, что при этом внешняя сторона организации педагогического процесса не претерпевает серьезных изменений: не уменьшается численность групп, не появляются дополнительные специалисты, хотя в обычные детские сады приходят особенные дети с особыми запросами. За счет каких ресурсов может быть достигнут прогресс во внедрении индивидуального сопровождения, как разрешить это внешнее противоречие, связанное с тем, что педагог должен организовать индивидуальный подход, работая по-прежнему с большой группой детей? Важнейшим внутренним ресурсом мы видим качественно новый уровень взаимодействия между воспитателями и специалистами, что позволяет перестроить образовательный процесс.Рассмотрим, что может измениться во взаимодействии психолога и воспитателей. Начнем с диагностической работы. Она главным образом должна исходить из запроса воспитателей и направляться на выяснение зоны актуального развития и зоны ближайшего развития тех детей, у которых наблюдаются определенные трудности. Совместный анализ позволяет так спланировать образовательную деятельность, чтобы была возможность реализоваться всем детям с разными склонностями и разным уровнем развития. Как этого достичь практически? Это возможно при соблюдении следующих условий:- гибкая позиция педагога, предполагающая, что дети могут получать различный результат в процессе образовательной деятельности; – вариативность форм заданий и возможность выбора для ребенка; – организация детей в микрогруппы, где у детей могут быть различные роли; – периодическое участие психолога в деятельности группы.Очевидно, что это накладывает повышенные требования на работу воспитателей, поскольку заставляет их отказаться от привычных педагогических технологий, реализуемых в ДОУ, ориентированных на коллективное воспитание и усредненные требования при обучении детей. Заметим, что первое условие связано не столько с внешним изменением структуры образовательной деятельности, сколько с перестройкой отношения воспитателя к возможностям детей. Налаженная психопрофилактическая работа психолога с педагогами обязательно дает свой результат. Осознание индивидуального темпа созревания различных психических функций позволяет увидеть маленькие достижения каждого, а у ребенка создать ощущение успеха, несмотря на то что объективно результат оставляет желать лучшего. Гораздо труднее выполнить второе условие, и чем младше дети, тем сложнее. Чтобы добиться здесь хоть какого-то успеха, стоит вспомнить о возрастных особенностях развития мышления и о ведущей деятельности детей. Дети раннего возраста не могут долго сидеть и слушать, они должны действовать с предметами, для всех должна найтись возможность делового сотрудничества со взрослым. Практически это означает разнообразную и продуманную предметно-развивающую среду. Для детей 4-5 лет простор для маневра дает введение игровых технологий. Они придают обучающей задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей. В рамках игровой стратегии разным детям легче найти решение поставленных задач.Большие возможности для реализации внутреннего потенциала ребенка 5-7 лет открывает социоигровая педагогика. В этом возрасте продуктивно разбиение детей на микрогруппы, в которых можно занимать разные позиции. Мы рассмотрели один из ресурсов для индивидуализации психолого-педагогического сопровождения в современном детском саду, сделав акцент на усиление взаимодействия участников образовательного процесса, которые вырабатывают общие целевые установки, единую программу работы с каждым конкретным ребенком, учитывая его индивидуальность и актуальные возможности.Анна БАРСКАЯ, педагог-психолог, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте