Ребенок впервые открывает для себя многие вещи, знакомится не только с предметами ближайшего окружения, но и получает первые знания об истории своей страны, о людях, прославивших нашу Родину. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий герой в глазах мальчишек и девчонок, делающих первые шаги на пути познания. В детском саду компенсирующего вида №1013, что расположен на Юго-Востоке столицы, ежегодно проходит тематическая неделя, посвященная освоению космического пространства. Педагоги тщательно продумывают систему работы по теме космоса. В работу включаются все: воспитатели, психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители, воспитатель по физо и, конечно, родители. На время наше ДОУ превращается в маленькую Вселенную. Педагоги создают «Центр управления полетом», который объявляет о начале большого космического путешествия, в котором участвует каждый дошкольник начиная со 2-й младшей группы. Программа полета для каждой возрастной группы индивидуальная. Дети 3-4 лет узнают, что к звездам можно отправиться на ракете. Используя мультимедийную установку, педагоги показывают детям, как красиво звездное небо. С каким интересом дети рисуют это самое звездное небо! А еще можно из конструктора построить ракету и отправиться в путешествие к таким далеким и таким манящим звездам. Родителей же мы привлекаем к оформлению группы. На красивом темно-синем фоне, словно в невесомости, плавают планеты Солнечной системы. И именно в этом возрасте ребенок впервые слышит это магическое имя – Юрий Гагарин.
Дети старшего возраста уже более осознанно включаются в работу по «освоению космоса». Помимо точных знаний, получаемых дошкольниками во время интегрированных занятий, чтения художественной и научной литературы, эвристических бесед, детям есть где проявить свои творческие способности, воображение и фантазию. Дошкольникам мы предлагаем творческие задания: «В далеком космосе», «Веселые инопланетяне» (рельефная лепка), «Звезды и кометы» (аппликация из фольги и ткани), «Обитатели космоса», «Лунный пейзаж», «Солнечная система» (рисование с использованием различных материалов). Особое место отведено экспериментальной деятельности дошкольников. С детьми мы проводим эксперименты «Звезды светят постоянно», «Как образуются метеориты», «Почему в космос летают ракеты». Родители включаются в проектно-исследовательскую деятельность – «Это манящее слово «космос». В группах – выставки по космической тематике, которые включают в себя все, что как-то связано с этим (фотографии космонавтов, книги о полетах в космос, значки, марки с космическим содержанием, макеты ракеты). Каждый ребенок узнает на этом этапе о зодиакальных созвездиях, о своем знаке зодиака, вместе с родителями изображает его с помощью различных материалов, а в группе организуется мини-выставка на тему «Знаки зодиака».Взаимопосещение – эффективный способ пополнить и обогатить свои знания и впечатления о космосе. Поэтому дети с удовольствием приходят на экскурсии в другие группы, где их встречают экскурсоводы, готовые рассказать о материале, собранном и обобщенном в разных уголках группы.В тот далекий апрельский день 1961 года весь народ ликовал, празднуя полет первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Поэтому атмосферу праздника педагоги нашего ДОУ старались сохранить в течение всей недели. В каждой возрастной группе в это время мы проводим досуги и развлечения: «Большое космическое путешествие», викторины «Знатоки космоса», «Что? Где? Когда?», физкультурный досуг «Заколдованная планета».А в конце недели «Центр управления полетом» подводит итоги большого космического путешествия, сообщает, что полет прошел успешно, все задачи выполнены. Завершается тематическая неделя показом слайд-шоу о том, как проходил полет, награждением победителей конкурсов, проектов, активных «покорителей космоса». Каждая возрастная группа оформляет альбом «Мой космос».Организованная таким образом работа оставляет неизгладимое впечатление в отзывчивых детских сердцах и дает толчок к поиску и освоению новых знаний о бесконечных космических просторах. Ведь в недалеком будущем именно сегодняшним почемучкам предстоит бороздить космические просторы, делать новые открытия. И, возможно, тогда для них будет легко ответить на вопрос: с чего начинается Родина?C.ДОЛГОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №1013; Л.НИКОЛИНА, старший воспитатель детского сада компенсирующего вида №1013
Комментарии