Следующий вопрос, на который попытаемся ответить: в чем отличия нашей, ямальской, Школы риторики для педагога от других подобных школ в России?
Окончание. Начало в №35
И в заключение, перефразируя слова Великого комбинатора, попытаемся ответить хотя бы на один из двух вопросов, вынесенных в заглавие наших размышлений на пороге пока что нериторизованной российской школы: риторика не роскошь, а средство передвижения на пути к более эффективному учению. При этом риторика, очевидно, необходимость, но не суровая, а осознанная. А осознанная необходимость, по определению В.И.Ленина (и с ним в этом случае трудно не согласиться), есть свобода. Вероятно, именно риторика может помочь осуществить и ощутить в стенах школы истинную свободу познания, свободу самоопределения и свободу самовыражения.
Сергей ТИХОНОВ, кандидат филологических наук, доцент, учитель русского языка и литературы, культуры общения и риторики, Воронеж
Комментарии