Успешный ученик? Какой он? Можно сказать, это тот, кто учится на «4» и «5», побеждает в олимпиадах, выигрывает конкурсы, хорошо сдает экзамены, перед ним открыты дороги в лучшие вузы. Но ведь масса примеров того, как далеко не отличники проявляют себя лидерами, организаторами, творческими личностями, пользуются авторитетом одноклассников, реализуются в разных областях, и перед ними открывается ничуть не меньше возможностей. Успешный ученик – тот, кто сам себя таковым чувствует, а его чувство совпадает с мнением окружающих. Что станет для ученика источником ситуации успеха, зависит от многих факторов. Но в первую очередь от того, как взрослые, рядом с которыми растет и учится маленький человек, понимают смысл и ценность детских успехов.
Успех – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат и общественное признание чего-либо. Именно так принято смотреть на успешность в московской системе образования. Поэтому город аккумулирует свои безграничные ресурсы и создает условия и возможности самореализации в разных областях для каждого маленького москвича. Другое дело – видит ли, знает ли взрослый об этих ресурсах и возможностях, умеет ли определить потребности и стартовые возможности ребенка, может ли на основе прогноза результата построить ситуацию успеха, исходя из потребностей ребенка, и помочь ему сделать шаг вперед. На наш взгляд, эти вопросы должен задавать себе каждый, кто имеет отношение к обучению и воспитанию маленьких москвичей. Важно понимать, что ресурсы тоже бывают разные – внешние, внутренние. Город предоставляет семье и школе внешний ресурс для развития и самореализации ребенка. Технопарки, дающие школьникам возможность реализовать инновационные идеи, детский город профессий, где каждый ребенок станет тем, кем мечтает, интерактивные уроки в московских музеях и усадьбах – все это ресурсы города, позволяющие детям раскрыть свой творческий потенциал, понять, к какой деятельности у них есть способности, подготовиться к будущей профессии. Город создает и предоставляет места, в которых ребенок может пробовать себя и достигать успеха, предлагает механизмы учета детских успехов на уровне города. Но грамотное, адресное использование этого ресурса и создание ситуации успеха для конкретного ученика – это уже задача конкретной школы, конкретных педагогов, семьи. Нужно отметить, что время учителя/родителя/ребенка, здоровье и способности ребенка, доверие семьи, профессионализм учителя и психолого-педагогическая культура родителей – это тоже ресурсы, управление которыми важнейшая компетенция современного педагога! Поэтому если ребенок «не успешен», значит, мы, взрослые, не помогли ему узнать себя, определить свои сильные стороны, найти дело по душе, поверить в свои силы, организовать деятельность и сотрудничество, найти и распределить те самые ресурсы, достичь результата, увидеть его и показать другим. Причем это в равной степени относится к дошкольникам, ученикам начальной школы, подросткам и старшеклассникам. Первую «прививку успешности» ребенок получает еще в раннем детстве: первые шаги под одобрение близких, первые слова, радость, что тебя понимают. На каждом этапе взросления важно уметь видеть и отмечать достижения ребенка, потому что успехи маленькими не бывают! Всегда нужно помнить о том, что каждый день, каждую минуту ребенок получает опыт и обратную связь от окружающего мира. Из них складывается представление о себе, о своих силах и возможностях. В итоге так складывается судьба человека. Прикасаясь к этой судьбе, мы должны понимать свою ответственность за тот опыт, который приобретает и переживает ребенок. Наша задача – помочь ему научиться видеть свои успехи: завязал самостоятельно шнурки – успех, перестал тревожиться, выходя к доске, – успех, делаешь две ошибки вместо пяти – успех, ни разу не поссорился с родителями на неделе – успех, сделал фотографию и отправил на конкурс – успех и так далее, и так далее. Успех – это достигнутая цель в задуманном деле, результат, который виден тебе и окружающим. Если мы сформируем у ребенка это понимание с малых лет, он вырастет успешным человеком! Анастасия КУЗНЕЦОВА,эксперт Ассоциации организаций по развитию психологии в образовании
Комментарии