Повышенный интерес и активное заимствование воспитательных концепций из других культур говорит об изменении существующих ценностей в обществе. Современный этап характеризуется наличием новых артефактов в детско-родительских отношениях, в частности, к таким артефактам относится уменьшение контроля родителей за ребенком, под которым мы понимаем регулярные проверки выполнения ребенком каких-либо норм, правил, законов. Этот факт определил проблему исследования как особенности представлений о ребенке в российской и британской культуре на основе изучения современных СМИ. Мы выдвинули гипотезу о том, что в английской культуре детям приписывается больше обязанностей, чем прав, а в русской культуре – больше прав, чем обязанностей.
В исследовании я использовала метод контент-анализа, провела отбор статей британских и российских авторов, посвященных проблемам детства и детско-родительским отношениям, среди которых независимое третье лицо выбрало наиболее интересные ему. Из статей были выбраны такие, в названии которых встречались слова «дети», «ребенок», «детский». Таким образом, в работе были исследованы 12 статей, взятых с британских и российских сайтов, посвященных общественно-политическим проблемам.По результатам российской выборки было установлено, что наибольшее внимание современные СМИ уделяют проблемам детей – 15,52%. Вторая по частоте упоминания тема – решение проблем – 7,24%. Права и возможности детей российские авторы упоминают в 4,48% от общего объема текста. Меньше всего в выбранных статьях авторы обратили внимание на такие темы, как удовлетворенность жизнью – 1,06% и проявление проблем – 0,69%. Совсем не рассматривалась категория неудовлетворенностью жизнью.В статьях британских авторов наибольшее внимание было уделено образу для подражания – 14,86%, проблемы детей встречаются в статьях британских авторов в 13,51%, уделяется внимание темам проявления детских проблем – 9,46%, удовлетворенности жизнью – 6,76%, права и возможности упоминаются реже всего – 2,70%, тему правил авторы не затрагивают вовсе. Таким образом, можно сказать, что существует этнопсихологическая специфика представления о ребенке в СМИ. В британских СМИ образ ребенка тесно связан с образом, предъявляемым взрослым, который несет в себе значимые в обществе права и обязанности. Ребенок предстает субъектом отношений, он имеет право на выражение своих чувств и эмоций. В российских СМИ образ ребенка – объект воздействия взрослых: с одной стороны, он трагический, демонстрирующий многочисленные проблемы, с другой – не признающий за этим ребенком наличие собственных эмоций и чувств. Права и обязанности преподносятся напрямую, в виде свода правил, в отрыве от образа, предъявляемого взрослыми.Ирина ДЬЯКОНОВА, студентка МГППУ
Комментарии