Человек, который хочет быть настоящим педагогом, понимает, как сложен педагогический процесс. Это заставляет его настойчиво искать закономерности, размышлять над фактами, пытаться за отдельными удачами и неудачами находить главное и всегда стремиться вперед. И вместе с тем уметь «за лесом видеть деревья». Ведь приложением сил педагога является человек – точно такой же, как и он сам, только маленький.
Дети мечтают, строят планы. Но гораздо важнее то, что происходит в настоящем времени. Поэтому моя работа – побуждать каждого к труду над своей личностью, что в конечном счете и ведет к изменению, преобразованию жизни. Строить свою судьбу в гармонии с самим собой, с окружающим миром, заботиться о тех, кто в этом нуждается, близких и далеких.Как свои большие победы стремлюсь видеть маленькие победы своих воспитанников. Из неуклюжего, неуверенного подростка Лена выросла в победителя окружного тура конкурса «Ученик года». Изменил ли он ее жизнь? Вряд ли само мероприятие. Но тот путь, который она прошла до этой победы, – безусловно!Другой пример. Замкнутый, неулыбчивый Кирилл, всегда наблюдавший со стороны, на протяжении 6 часов терпеливо, спокойно, заинтересованно работал на соревнованиях для детей-инвалидов. Какая, оказывается, у него светлая улыбка! Наверное, и здесь можно думать о том, что наши долгие разговоры о смысле жизни, о том, что такое счастье, что такое успешность, не прошли зря. А было время, когда он… Впрочем, это не важно для всех, кроме него и кроме меня, потому что мы вместе работаем над тем, что считаем важным.Видимо, значительные победы случаются гораздо реже «маленьких», которые происходят гораздо чаще, менее зримы, но не менее важны для тех, кто растет – и для педагога, и для ученика. Потому что преодоление себя, развитие, осмысление неудач и свершений для взрослого не менее ценно, чем для ребенка.Я хорошо понимаю, что результат работы педагога не проявляется в большинстве случаев «здесь и сейчас». Часто мы вообще не видим и не знаем, что именно и когда прорастет в душах и судьбах наших воспитанников. Я точно знаю, что готова к этому, и знаю, что нужно жить и работать над собой так, чтобы быть человеком, которому доверяют. Доверяют свои большие и маленькие секреты, свои планы и воспоминания, свои проблемы и стремления. Словом, доверяют все то, что с ними происходит сегодня. Они дают мне право не просто быть с ними рядом, а нуждаются в моей помощи, в моем мнении, в моем содействии. И это дает мне возможность помогать им в главном, что сформулировала ученица самого первого выпуска нашего лицея, – делать мир своими руками.Ольга РЫКОВА, педагог-организатор, педагог-психолог лицея №1598
Комментарии