В нашей почте немало писем, в которых говорится об ответственности школы за воспитание детей и претензиях родителей к педагогам. Как разрешить эти ситуации? Авторы публикуемых писем ищут ответ на эти болезненные вопросы.
Татьяна Кириллова, учитель истории, Смоленская область:«В школе произошел такой случай. Один подросток вытащил из сумки одноклассника кошелек с деньгами. Узнав об этом, директор вызвал мать того ученика. А та вдруг стала во всем винить школу: «Это вы распустили наших детей. По вашей вине мальчик из хорошей семьи стал воровать. Нужно быть строже с подростками, контролировать их, а вы детей перестали воспитывать».После этого в нашей учительской возник разговор о том, как мы, педагоги, должны относиться к своим питомцам. Одни категорически высказались за строгость и за контроль над детьми во всем. Другие стояли на том, что каждый школьник должен ощущать свою свободу, что у него, как и у любого другого человека, должен быть выбор, свое мнение, которое мы должны уважать. «Вы либералы и распускаете детей», – возражали их оппоненты. Нина Антоновна, учитель с сорокалетним стажем, привела в пример свой собственный класс, где, по ее словам, в центре не учитель, а ученик, каждый ребенок чувствует, что именно он отвечает за свои поступки. И в самом деле, ее ребята отличаются умением самоорганизоваться, проявить инициативу. Правда, все знали, что ее класс подобран из хороших ребят.Тогда мы не смогли найти простого, удовлетворяющего всех ответа. Мнение большинства: контроль – это обязательная составляющая воспитательного процесса. Нельзя позволять ребенку совершать такие поступки, которые принесут вред ему или другим».Мария Романова, учитель английского языка:«В нашей школе, вполне благополучной, известной своими достижениями в обучении и воспитании, произошло событие, которое взволновало моих коллег. Наша выпускница поступила в институт и на втором курсе родила ребенка, от которого тут же, в роддоме, отказалась. Родители ее тоже как-то странно себя повели: мол, девочке всего восемнадцать, она талантливый математик, ее удел не пеленки, а научная деятельность. Мол, мы тоже много работаем и не можем взять ребенка. Но пообещали навещать его в доме малютки.Этот случай произвел впечатление в школе. У нас появились волонтеры, и они нашли себе постоянное дело – взяли шефство над домом малютки. В старшие классы мы стали приглашать на беседы врачей, родителей многодетных семей, священников. Беседы доверительные, обстоятельные, производят на подростков большое впечатление.Мы стараемся создавать у детей культ семьи, в которой они живут сейчас и которая будет у них самих, когда они станут взрослыми. Ответственность за детей – самая, пожалуй, главная и трудная. И в семье, и в школе нужно относиться к ней осознанно. И тогда наши воспитанники смогут избежать многих проблем в будущем».
Комментарии