Конечная цель воспитания двуедина: освоение воспитанниками социокультурных ценностей общества и развитие их индивидуальности, их самоактуализация. Происходит это в воспитательном процессе через обогащение отношений воспитанников к окружающему миру: к живой и неживой природе, к обществу и его социокультурным ценностям, к себе самому как ценности.
В нашем опыте сложилась и оправдала себя идея пяти точек опоры как цели воспитания и самовоспитания детей вообще и юного исследователя в частности. Е. Евтушенко высказал мысль: «Жажда точки опоры – одно из самых прекрасных качеств человека, если она не зиждется на чьих-то костях, на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие – такие точки опоры аморальны».И при воспитании юного исследователя необходимо сформировать у каждого свои точки опоры, которые помогают ему в жизни: позволяют самореализоваться и быть счастливым в полной мере человеческого счастья. И выжить, выстоять, сохранить свое человеческое достоинство в самых сложных жизненных ситуациях. Но они, эти точки опоры, не даются человеку свыше. Они результат всей предыдущей жизни, плод большого труда его физической сущности, ума и души. Итак, какие эти пять точек опоры?1. Природа, ибо человек сам – «произведение» ее, а потому должен жить по ее законам. Именно в природе находит он гармонию жизни. Она – для радости, отдохновения и различных способов самоотдачи, самовыражения.2. Дело, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, творчески, красиво и значимо. Не только работа – любое дело: печет ли хозяйка пироги, наводит ли порядок и красоту в доме, рассказывает ли мама или бабушка сказку малышу, мастерит ли отец что-либо по дому или занят своим хобби.3. Культура. Во всех ее проявлениях: наука и техника, литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура. Это и культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере, стиле и тоне отношений с людьми), культура речи. Культура отношений к природе и братьям нашим меньшим. При этом у человека важны потребность в ценностях культуры и отвращение к бескультурью.4. Окружающие люди. Не только мать и отец. Не только любимый (любимая). Но и другие люди – с разной степенью любви и родства: знакомые и незнакомые, приятели, товарищи по работе и досугу, друзья. И простые встречные. 5. Я сам как наивысшая ценность. С осознанным чувством собственного достоинства. С его гордостью и скромностью, с действенной любовью к себе самому и к окружающим людям. С самодостаточностью и неизбывной потребностью к самопознанию и саморазвитию. Эти пять точек опоры реализуются на очных российских конференциях, таких как «Шаги в науку», «Юность, наука, культура», «Научный потенциал». Именно здесь соединяются дело, которым ты увлекаешься, встречи с представителями науки и культуры, проба своих сил и шквал положительных эмоций.Э.Асадов подметил:Плохой ли, хорошей рождается птица,Ей все равно суждено летать.С человеком же так не случится:Человеком мало родиться,Им еще надо стать.Однозначно: цель и предназначение взрослого, находящегося рядом с юным исследователем, – «Помочь взрослеющему Человеку!».Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук
Комментарии