В последние годы во всем мире слова с приставкой -нано (-частицы, -материалы, -технологии, -устройства) произносят не только ученые, но и политики и главы государств. На государственном уровне создают целевые программы, призванные объединить интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы государства на проведение работ в этой достаточно новой области науки, поскольку успехи, достигнутые в этой области за очень короткий срок, доказывают, что это направление становится в XXI веке ключевым.
В 2000 году вышла в свет написанная коллективом американских исследователей книга «Нанотехнология в ближайшем десятилетии», авторы которой считают одной из основных задач наряду с созданием инфраструктуры, обеспечивающей развитие фундаментальных и прикладных исследований по нанотехнологиям, подготовку научно-инженерных кадров.Подготовка инженерных кадров может начаться уже со школьной скамьи, например, неподдельный интерес у школьников вызвали занятия в передвижном учебном классе «НАНОТРАК» по программе дополнительного образования «Нанотехнологии и материалы» ДТДМ «Интеллект».В апреле 2011 года в ГОУ ЦТДиЮ «Сокол» состоялась творческая встреча обучающихся 8-11-х классов образовательных учреждений Северного округа, учителей физики, химии, педагогов дополнительного образования, руководителей детских проектов по научно-техническому творчеству с известным специалистом в области наноматериалов профессором, доктором химических наук, заведующим кафедрой физической химии НИТУ «МИСиС» М.Астаховым. Одно из направлений научной деятельности ученого связано с получением нанокристаллов и изучением влияния размера частиц на химическую и фазовую устойчивость. Интересная лекция автора более 140 научных и методических публикаций, 16 изобретений и патентов, члена редакционного совета журналов «Микро- и наносистемная техника», «Цветные металлы», «Материалы электронной техники» стала очередным этапом в ознакомлении школьников с новой актуальной областью науки.Для дальнейшего изучения материаловедения и науки о наноматериалах, а также для реализации проектов научно-технического творчества в этой области ЦТДиЮ «Сокол» и НИТУ «МИСиС» приняли решение о создании образовательного кластера. В кластер вошли более 150 обучающихся 9-11-х классов из образовательных учреждений округа, ГОУ ЦТДиЮ «Сокол», на базе которого организована теоретическая часть занятий, и лаборатория наноматериалов НИТУ «МИСиС», где проводятся практические занятия. Программа образовательного кластера относится к научно-технической направленности и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых современных материалов и нанотехнологий. Программа призвана решить актуальную задачу профориентации школьников путем реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз», стать инструментом формирования интереса обучающихся к научно-техническим дисциплинам. При реализации этой дополнительной образовательной программы большое внимание будет уделено формированию у членов учебно-творческого коллектива базовых знаний о новых современных направлениях науки, связанных с изучением новых свойств материалов, наноматериалов, применением их в современных технологиях. Образовательный кластер станет связующим звеном в обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием.Тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и технических вузов дает уникальную возможность для реализации новых ученических проектов в научно-техническом творчестве.М.ВЫСОЦКАЯ, методист Методического центра Северного округа
Комментарии