Участник Всероссийской акции «Интеллектуальный потенциал России», инициатором которой стала Малая академия наук «Интеллект будущего», рассказывает, как технология проблемного обучения применяется на практике в секции научного общества учащихся «Экология и биология», на примере исследования качества продуктов питания.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, когда ученики усваивают новые знания и приобретают навыки и умения в творческой деятельности. Такое обучение развивает самостоятельность и ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и решительность. Существует 4 уровня проблемности в обучении. Преподаватель сам ставит проблему и сам решает при активном обсуждении учениками. Преподаватель ставит проблему, ученики решают ее. Ученик ставит проблему, педагог помогает ее решить. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни – это исследовательский метод.Выделяется 5 этапов проблемного обучения: постановка проблемы, поиск фактов, поиск идей, поиск решения и поиск признания окружающими найденного решения. На занятиях важно обеспечить самостоятельную и активную познавательную деятельность каждому воспитаннику.Рассмотрим применение технологии проблемного обучения на примере изучения конкретной темы «Нитраты в овощах и фруктах».Для начала выясняем: что такое нитраты и откуда нитраты поступают в растения? Выяснилось, что азот – основной элемент питания растений, а наличие нитратов в растении – явление нормальное. Но когда их больше, чем нужно для биосинтеза, тогда они накапливаются в вегетативной массе растений. Избыток нитратов опасен для здоровья человека и животных.Возникает проблема: чем больше удобрений – тем лучше урожай. Результат – превышение нормы нитратов – вероятность заболеваний. Что делать? Практическим путем определяется содержание нитратов в овощах тест-методом (индикаторной полоской). Сравниваем огурец, выращенный в местных теплицах и купленный в магазине; картофель и капусту с местной дачи, зелень с рынка, редис из магазина. Тестирование показывает превышение ПДК нитратов в местных продуктах. А в картофеле и турецких огурцах нитраты отсутствуют. Почему? Что предпринять, чтобы избежать излишнего потребления вредных веществ? Такие результаты закономерны, так как в южных районах почва плодородная и природные условия благоприятные, а в северных районах земля бедна, плодородный слой очень тонкий, природные условия неблагоприятны. Поэтому нам приходится вносить азотные удобрения даже при выращивании овощей в теплицах, иначе биомасса растений будет низкой.А что, если вы купили или вырастили продукты с нитратами? Проблема: что с ними делать? Выбросить? Или все-таки можно как-то использовать? В ходе обсуждения учащиеся решают проблему, используя полученные знания: соблюдать правила агротехники, не употреблять много ранних продуктов, отрезать части растений, имеющие повышенное содержание нитратов, и т. д.
При проблемном обучении дети постоянно находятся в активной позиции: с момента постановки проблемы и сбора фактов до ее решения.
Елена ДОЛГАНОВА, ДДЮТ им. А.А.Алексеевой, Череповец
Комментарии