search
main
0

​Проблемное обучение на занятиях научного общества. Юность. Наука. Культура

Участник Всероссийской акции «Интеллектуальный потенциал России», инициатором которой стала Малая академия наук «Интеллект будущего», рассказывает, как технология проблемного обучения применяется на практике в секции научного общества учащихся «Экология и биология», на примере исследования качества продуктов питания.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, когда ученики усваивают новые знания и приобретают навыки и умения в творческой деятельности. Такое обучение развивает самостоятельность и ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и решительность. Существует 4 уровня проблемности в обучении. Преподаватель сам ставит проблему и сам решает при активном обсуждении учениками. Преподаватель ставит проблему, ученики решают ее. Ученик ставит проблему, педагог помогает ее решить. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни – это исследовательский метод.Выделяется 5 этапов проблемного обучения: постановка проблемы, поиск фактов, поиск идей, поиск решения и поиск признания окружающими найденного решения. На занятиях важно обеспечить самостоятельную и активную познавательную деятельность каждому воспитаннику.Рассмотрим применение технологии проблемного обучения на примере изучения конкретной темы «Нитраты в овощах и фруктах».Для начала выясняем: что такое нитраты и откуда нитраты поступают в растения? Выяснилось, что азот – основной элемент питания растений, а наличие нитратов в растении – явление нормальное. Но когда их больше, чем нужно для биосинтеза, тогда они накапливаются в вегетативной массе растений. Избыток нитратов опасен для здоровья человека и животных.Возникает проблема: чем больше удобрений – тем лучше урожай. Результат – превышение нормы нитратов – вероятность заболеваний. Что делать? Практическим путем определяется содержание нитратов в овощах тест-методом (индикаторной полоской). Сравниваем огурец, выращенный в местных теплицах и купленный в магазине; картофель и капусту с местной дачи, зелень с рынка, редис из магазина. Тестирование показывает превышение ПДК нитратов в местных продуктах. А в картофеле и турецких огурцах нитраты отсутствуют. Почему? Что предпринять, чтобы избежать излишнего потребления вредных веществ? Такие результаты закономерны, так как в южных районах почва плодородная и природные условия благоприятные, а в северных районах земля бедна, плодородный слой очень тонкий, природные условия неблагоприятны. Поэтому нам приходится вносить азотные удобрения даже при выращивании овощей в теплицах, иначе биомасса растений будет низкой.А что, если вы купили или вырастили продукты с нитратами? Проблема: что с ними делать? Выбросить? Или все-таки можно как-то использовать? В ходе обсуждения учащиеся решают проблему, используя полученные знания: соблюдать правила агротехники, не употреблять много ранних продуктов, отрезать части растений, имеющие повышенное содержание нитратов, и т. д.

При проблемном обучении дети постоянно находятся в активной позиции: с момента постановки проблемы и сбора фактов до ее решения.

Елена ДОЛГАНОВА, ДДЮТ им. А.А.Алексеевой, Череповец

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте