search
main
0

​Привет от Цукерберга. Новый мир в новом «Модерне»

В декабре 2016 года новым художественным руководителем московского театра «Модерн» стал Юрий Грымов. И вот в мае 2017 года он уже представил на суд зрителей свою первую постановку в «Модерне» – спектакль «О дивный новый мир» по роману-антиутопии Олдоса Хаксли. «Модерн», кстати, стал первым русским театром, получившим права на постановку этого произведения.

Свой роман английский писатель Олдос Хаксли написал в 1932 году. Действие в книге происходит в 2541 году. Картинку Хаксли нарисовал абсолютно безрадостную: в мире господствует общество потребления, люди лишены естественных чувств, таких как любовь, сострадание, восприятие прекрасного, поклоняются они единому потребительскому богу Форду (Генри Форд). Дети выращиваются в искусственных пробирках, института семьи не существует, слова «мать» и «отец» являются ругательными, а наличие лишь одного сексуального партнера считается практически преступлением. Для усиления радости жизни люди принимают специальный наркотик – сому. Старости здесь тоже не существует, и к 60 годам все выглядят молодо и прекрасно, такими и умирают.В 1958 году Олдос Хаксли вернулся к этой теме и написал «Возвращение в дивный новый мир». В этой книге он рассуждал, насколько мир приблизился или же, наоборот, отдалился от описанного в его романе почти 30 лет назад. В итоге писатель пришел к неутешительному выводу – мы движемся к концепции «дивного нового мира» гораздо быстрее, чем он предполагал. Олдоса Хаксли не стало в 1963 году. Наверное, сейчас он был бы крайне удивлен тем, что в настоящее время мы практически воплотили его роман в жизнь. Во всяком случае, спектакль в «Модерне» смотрится уже не как антиутопия, его вполне можно воспринять как современную драму, уж очень много узнаваемого, слишком очевидны и горьки параллели.Спектакль оглушает с первых минут, затягивает в свое пространство, в котором в какой-то момент становится даже неуютно, хочется вырваться из этих тисков, глотнуть свежего воздуха. Но это-то как раз и работает на правильное восприятие истории, зрители невольно становятся практически участниками действия, попадают в этот «дивный новый мир» и понимают, что там плохо, так жить нельзя и надо всеми силами стараться не допустить окончательного воплощения романа Хаксли в жизнь, ибо это реальная катастрофа.Юрий Грымов слегка модернизировал сюжет, подогнав его к современным реалиям. В частности, в его интерпретации Форд был заменен на нового бога – Цукерберга (привет Фейсбуку), герои живут в социальных сетях, и когда кого-нибудь несколько дней не видели на Фейсбуке, это, мягко говоря, вызывает недоумение. И это тоже верно, близко, понятно и объяснимо. Интернет, и тот же Фейсбук, и другие соцсети – неотъемлемая часть нашей нынешней повседневности, к которой, однако, можно относиться двояко. С одной стороны, это расширение границ, кладезь знаний, возможность для общения. С другой – отупляющий наркотик, отрывающий от реальной жизни, туманящий мозги. Счастливы те, кто умеет дозировать свое присутствие в соцсетях, находя время для реальной жизни, подлинных чувств и встреч вживую.В спектакле занята вся труппа театра, а также приглашенные актеры, среди которых блистательные Анна Каменкова и Игорь Яцко.«О дивный новый мир» – удачный старт для нового «Модерна». Во всяком случае, это спектакль, заставляющий задуматься, и, как подчеркивает Юрий Грымов: «Мы приглашаем зрителя не на вечеринку и честно предупреждаем об этом: приходите, если хотите подумать о серьезных вещах. Не приходите, если хотите расслабиться». В то же время Грымов пытается возродить у зрителей особое отношение к походу в театр. В «Модерне» введен дресс-код, и в джинсах и кроссовках туда просто не пустят. Возможно, хотя бы так, маленькими шажками, вернется к нам ощущение театра как храма искусства, который нельзя осквернять неподобающим видом, куда стоит приходить подготовленными как внешне, так и внутренне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте