Я считаю себя счастливым человеком, потому что в 2002 году в театральном лагере, где было около 80 детей, мы организовали настоящие театральные игры с превращениями и преображениями, со всеми элементами театра, которые только можно было сделать, потому что дети были хозяевами своей игры, все было добровольно. И у нас получилось добровольное движение к знаниям.
Что в уроке важно? Учитель говорит: идите и что-то решите, все бегут, а один сидит. Кто главный в этот момент? Тот, кто сидит, а не тот, кто бежит, – с ним уже все нормально, он уже добровольно пошел за знаниями. А что происходит с тем, кто сидит? Когда учитель ведет уроки, ему нужно обращать внимание на одного-двух детей и понаблюдать, что на самом деле с ними происходит. Мы часто видим детей, у которых глаза горят вне урока, но почему они не горят на уроке, почему же процесс добывания знаний для них так редко оказывается увлекательным?На каждом занятии учителя должны тренировать какие-то стороны души, которые нужны детям, чтобы им легче жить было потом. Как сделать, чтобы на уроке ребенок получил умение слушать и говорить, чтобы ребенок не был отличником, который все всегда знает, чтобы он попадал в тупики по пути возникновения его собственных идей? Исходя из таких соображений, 30 лет назад и родилось то, что называется социоигровой технологией.Если считать, что школа тренирует и формирует социальную потребность, то это потребность в самоутверждении, присущая абсолютно всем людям. Хорошо, когда человек самоутверждается, помогая другим, не менее важно тренировать привычку думать самостоятельно, чтобы ребенок придумывал свои способы решить каждую задачку, чтобы он хотел добывать знания. Социоигровая технология требует от учителя включения ребенка в обсуждение со сверстниками всех задач и проблем. Мы считаем, что ценить мнение другого и отказываться от своих заблуждений ученику легче всего, работая в малой группе. Это не то что самоутверждение, это понимание того, что мир так велик, так громаден, что в нем столько тайн, столько книг, что, подумаешь, я в нем чего-то там не поняла! Вообще «не поняла» и «не понятно» – бесценные моменты человеческой жизни, а вся наша учительская практика, к сожалению, построена на «Я им сказал!».Какая бы тема ни была на уроке, важно одно, самое дорогое: воспитывать идеальную духовную потребность. Иногда на занятиях я показываю наши социоигровые упражнения, а потом люди показывают свои упражнения. Ребенок на самом деле ничего сам не может придумать, чтобы произнести вслух, тогда пусть это придумает другой ребенок и даст первому повторить, тогда уже сделан маленький шаг от себя к другому.Если в школе на уроке работа идет по группам, то важно не то, кто первый, кто все сразу может сделать, важен принцип, который мы называем УДОПП: угадай, дополни, отличись, повтори, проверь. Угадай, что первые показывали, что у них было задумано, дополни то, что они сделали, и попробуй продолжить, развить. Отличись, сделав то же самое, но по-другому. Проверь, если можно проверить, все ли верно по заданию они сделали, повтори – это грандиозное упражнение на логику действия и особенности поведения.Очень важно, как себя вел педагог, так как важнейшая составляющая социоигровой технологии – поведение учителя: начальственно (я не знаю, но я спрашиваю, как будто все равно все лучше всех знаю!) или заинтересованно, подавшись к человеку! Таким образом, возникает мысль о необходимости специального просвещения учителя. Чтобы опираться на логику действия, нужен азарт. Но с величественной позиции традиционного учителя азарта не получится, так как при этом учитель сам должен быть в азарте. А если учитель в азарте в вопросе, в ответе, то величественность теряется. Все мы разные, и все понимаем по-разному, но важно смотреть друг на друга с интересом и думать, в чем я не прав, где он лучше меня.Александра ЕРШОВА, доцент МИОО
Комментарии