Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья обучающихся, способствует лучшему овладению ими системой математических знаний, умений и навыков. Своим опытом делится победитель проекта МАН «Интеллект будущего» «Педагогический совет». Полный вариант статьи размещен на сайте future4you.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов, родителей. Сегодня практически нет здоровых школьников. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Уроки и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья обучающихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей. Учитель математики должен поставить перед собой цель – подобрать такой материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья обучающихся.Вот несколько примеров из моего опыта.С целью профилактики утомления органов зрения тема урока записывается на доске разноцветными буквами в виде кривой линии, что способствует разгрузке аккомодационного аппарата.При оценивании за правильный ответ даются фишки – геометрические фигуры разного цвета и формы. Применяю гимнастику для глаз: например, обвести по контуру геометрические фигуры, линии; посмотреть на предмет перед глазами, затем на дальний предмет.Часто применяется работа с цветными карточками. Это активизирует умственную работу, развивает и укрепляет зрительную память, развивает интерес и разнообразит работу.Школьники могут прослушивать задание с книгой на голове – так осуществляется коррекция осанки.Задания располагаются на слайде. Зрительное восприятие активизируется, происходят профилактика утомления органов зрения, стимуляция творческого импульса, распределение внимания, развитие воображения, глубокое развитие памяти и внимания.Учитель постепенно, по мере рассуждения и решения задач заполняет на доске таблицу цветными мелками.На уроке группы детей могут меняться местами – так снимается эмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается двигательная активность и поддерживается высокий уровень работоспособности.Чтобы уроки математики выполняли условия здоровьесберегающего обучения, они должны обеспечивать предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости; положительное воздействие на эмоциональное состояние обучающихся как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики. Учителю необходимо обеспечить обучающимся возможность принимать информацию многосенсорно. Кроме этого, необходимо создавать ситуации для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями. И, конечно, формы учебной деятельности должны быть разнообразными.
При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.
Нина СМИРНОВА, Красулино Кемеровской обл., МБОУ ООШ
Комментарии