Проблема высшего образования одна из самых обсуждаемых в образовательной среде. Проанализировав статьи в интернет-источниках, можно выделить следующие волнующие общественность вопросы: ЕГЭ, слабое внедрение образовательных технологий, недостаточное финансирование вузов, отношение к профессорско-преподавательскому составу, девальвация значения высшего образования, ежегодное обновление версий ФГОС. Мне как педагогу, родителю не безразлично решение данных проблем, поэтому в эссе хотелось бы высказать собственное мнение по данным вопросам.
Единый государственный экзамен, который был создан для борьбы с коррупцией, упрощения системы поступления в вузы страны и снижения эмоционального напряжения абитуриентов в сложный для них период, дал неоднозначные результаты. Преподаватели вузов, работающие в приемной комиссии, отмечают, что им сложно производить набор абитуриентов только по баллам ЕГЭ. Родители учащихся для успешного написания ЕГЭ их детьми вынуждены нанимать репетиторов. Сама школа ориентирована только на показатели ЕГЭ. Происходит трансформация коррупции, усиление формализма, снижение равных возможностей для учащихся из-за того, что не все родители способны оплачивать репетиторов. Для конструктивного решения данной проблемы требуется ее компетентное обсуждение с представителями педагогического сообщества. А самое главное – смещение акцентов с ЕГЭ как способа перехода на новую престижную ступень обучения к ЕГЭ как одному из показателей знаний учащихся.Слабое внедрение современных образовательных технологий и оборудования в образовательный процесс вуза. Недостаток финансирования на техническое переоснащение вузов привел к тому, что 90 процентов аудиторий оснащено только доской и мелом, в то время как в школах имеются интерактивные доски. Оборудование лабораторий соответствует уровню пятидесятилетней давности, а современное оборудование используют чаще как экспонат, на который студент может только смотреть. Нередко возникают конфликты преподавателей по поводу технически оснащенной аудитории, ведь таких аудиторий в вузе единицы. Самофинансирование вузов за счет образовательных услуг и научных исследований нескоро сможет поднять вузы на должный уровень. Поэтому необходима целевая финансовая поддержка государства. тношение к ППС. Оптимизация высшего образования привела к тому, что вузы сократили молодых и перспективных преподавателей, которые могли бы внедрять с особым усердием новые образовательные технологии и привносить новые идеи. Оставили только доцентов и профессоров, которых нагрузили дополнительными ставками. Работа методистов и делопроизводителей также легла на плечи оставшихся членов ППС. Преподаватель вуза кроме учебной должен вести внеаудиторную работу со студентами, вести собственную научную работу, защищать диссертации, вести методическую работу. При этом оплата труда преподавателя вуза ниже, чем у учителя, а у молодого преподавателя она равна зарплате техперсонала. Престиж профессии в настоящее время равен достойной оплате труда. И это государственный вопрос.Дистанционное обучение. Дистанционное образование принесет пользу тем, кто по каким-то причинам не может посещать очные занятия в вузе. Но когда очную форму обучения предлагают переделать в дистанционную, рекомендующая сторона не учитывает ни время затрат на такую работу, ни количество студентов, с которыми преподавателю придется дистанционно работать в течение года. Преподаватель должен использовать интернет-ресурсы для работы со студентами, но не в ущерб тому времени, которое зафиксировано в Конституции для физического и психологического отдыха работника.Ежегодное обновление версий ФГОС. Ситуация с ежегодным обновлением ФГОС под видом реформы российского образования привела к путанице в программах и учебных планах, неопределенности в процессе обучения как у студентов, так и у преподавателей. Радикальное изменение компетенций для каждой дисциплины, переделывание учебных планов в середине учебного процесса привели к тому, что ни студенты, ни преподаватели не успевают за нововведениями ФГОС. Для того чтобы образовательный процесс состоялся, необходимо как минимум четыре года, чтобы выпустить бакалавра, и еще время, чтобы проанализировать, что в данном образовании не дало нужных результатов. Нововведения ради самих себя снижают качество образования.Констатация данных проблем прогнозирует разрушение российского образования, того, которое соседние страны, сделавшие резкий научно-технический и экономический подъем, взяли из системы образования до 90-х в качестве примера. Мы же, забыв о собственном опыте, взяли за основу западную модель, тем самым разрушив собственную систему. Выход один – вспомнить опыт известных российских педагогов, осовременить его, построить собственный образовательный путь развития молодого человека – всесторонне развитого гражданина.Джемма ШУШПАНОВА, старший преподаватель кафедры техносферной безопасности и экологии факультета информационных технологий и техносферной безопасности Российского государственного социального университета, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии